Пояснительная записка. Государственное образовательное учреждение

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ, ПЕДАГОГИКИ, СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА ОБЩЕЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

О.В. Огороднова

ПРАКТИКА НАБЛЮДЕНИЯ

Учебно-методический комплекс

для студентов специальности

«Педагогика и методика начального образования»

Издательство

Тюменского государственного университета

УДК 373.3

ББК Ч421.221

Аз О 392

О.В. Огороднова. Практика наблюдения: учебно-методический комплекс для студентов специальности «Педагогика и методика начального образования». Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2008. – 32 с.

Учебно-методический комплекс предназначен для студентов специальности «Педагогика и методика начального образования» Института психологии, педагогики, социального управления ТюмГУ. Учебно-методический комплекс призван содействовать выработке профессиональных педагогических умений у будущих учителей начальных классов.

Рабочая учебная программа практики опубликована на сайте ТюмГУ: Практика наблюдения [электронный ресурс] / режим доступа: http://www.umk.utmn.ru, свободный.

Рекомендовано к печати Учебно-методической комиссией Института психологии, педагогики, социального управления ТюмГУ. Одобрено Учебно-методической секцией Ученого совета Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ ЗА ВЫПУСК: Л.Д. Плотников, к.п.н., доцент

РЕЦЕНЗЕНТЫ: Н.В. Терехова, к.п.н., доцент Л.М. Оплетаева, к.п.н.

© ГОУ ВПО Тюменский государственный университет, 2008.

© Издательство Тюменского государственного университета, 2008.

© О.В. Огороднова, 2008.


СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка…………………………………………  
Требования к отчету …………………….……………………...  
Методические рекомендации для студентов………………  
- Примерный перечень схем и экспертных карт для психолого-педагогического анализа уроков…………………………….……  
- Экспертные карты для психолого-педагогического анализа уроков…………………………………………………………………..  
- Ориентировочная схема составления психолого-педагогической характеристики ребенка ………………………..  
- Ориентировочная схема составления психолого-педагогической характеристики детской (ученической) группы……………………………………………………………………….  
- Примерная форма самоанализа…………………………………..  
- Образец оформления титульного листа отчета……………......  
Основная литература………………………………………….  
Дополнительная литература …………………………………  

Пояснительная записка

Практика является важным звеном в системе высшего педагогического образования. В процессе практики не только закрепляются и углубляются теоретические знания, на и вырабатываются умения, необходимые в профессиональной деятельности учителя. Практика дает студенту возможность осмыслить закономерности образовательного процесса. В период практики будущий учитель наблюдает и анализирует учебный процесс, анализирует внеклассные мероприятия, а также наблюдает за детьми и составляет их психологическую характеристику.

Цель практики: обеспечение содержательной связи теоретических знаний с их реализацией в практической деятельности будущего специалиста; развитие психолого-педагогической компетентности студентов.

Задачи практики:

1. Воспитание у студентов ответственности за результаты своей профессиональной деятельности, освоение студентами профессиональной этики.

2. Ознакомление студентов с содержанием и основными направлениями работы учителя начальных классов.

3. Ознакомление студентов с ролью учителя.

4. Овладение инструментарием, методами организации и проведения экспертной оценки, анализа полученных данных, интерпретации результатов, разработки рекомендаций.

Продолжительность «практики наблюдения» – 1 неделя.

Базами практики могут быть общеобразовательные школы, гимназии, лицеи, начальные школы.

Срок защиты отчетов – в первый месяц после прохождения практики.

Положительная оценка по практике вносится в зачетную книжку студента в раздел «Производственная практика» с указанием названия практики, курса, места прохождения практики, в качестве кого работал студент, продолжительности практики, фамилии руководителя практики от кафедры, отметки о зачете, даты сдачи зачета, подписи преподавателя, принявшего зачет.

Содержание практики охватывает следующие направления деятельности специалиста – учителя начальных классов:

- экспертно-аналитическое;

- исследовательское.

Практика предполагает:

1. Знакомство с системой работы образовательного учреждения;

2. Психолого-педагогический анализ учебно-воспитательного процесса;

3. Наблюдение за детьми и составление психолого-педагогической характеристики класса (группы) и отдельного ребенка (учащегося);

Обязательный минимум заданий для выполнения в ходе практики:

1. Посещение всех уроков в закрепленном за студентом классе и психолого-педагогический анализ 5-и уроков по разным предметам с использованием различных схем и экспертных карт (Приложения 1-2). Составление конспекта этих уроков, в котором должна быть отражена тема, дата, время и место посещения, структура занятия, общая цель занятия (лекции, семинара) и задачи каждого этапа урока, методы и приемы, используемые учителем, а также основное содержание занятия. Предпочтительна табличная форма оформления этих конспектов (Слева – конспект; справа – комментарии). После конспекта в отчете разместить анализ данных, полученных в ходе экспертной оценки. Сами экспертные карты необходимо разместить в приложениях к отчету.

2. Посещение и психолого-педагогический анализ одного внеклассного мероприятия.

3. Посещение родительского собрания (педсовета, методического объединения – на выбор студента), анализ его целей, содержания и используемых методов работы.

4. Составление психолого-педагогической характеристики одного учащегося – Приложение 3.

5. Составление психолого-педагогической характеристики класса – Приложение 4.

Для выполнения основных видов работ студент прикрепляется к одному классу.

Умения, формируемые в ходе практики:

- умение установить контакт и организовать взаимодействие с педагогами.

- умение подбирать необходимую информацию;

- умение осуществлять психолого-педагогический анализ уроков и воспитательных мероприятий и оформлять соответствующие документы.

- умение составлять психологический портрет ребенка и давать психолого-педагогическую характеристику детской группы (класса).

Права и обязанности студента:

1. Студент подчиняется правилам внутреннего распорядка образовательного учреждения, на которых он проходит практику.

2. Студент обязан:

- своевременно выполнять все виды работ, согласно программе практики и индивидуальному заданию;

- иметь дневник учета рабочего времени, в котором фиксируются виды осуществляемой им деятельности;

- не позднее 10 дней после окончания практики предоставить отчетную документацию руководителю практики от кафедры.

3. Студенты имеют право по всем вопросам, возникающим в процессе практики, обращаться к руководителям практики, администрации и преподавателям университета.

4. Студент, работа которого на практике признана неудовлетворительной, считается не выполнившим учебный план данного семестра. По решению Совета института ему может назначаться повторное прохождение практики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: