МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ, ПЕДАГОГИКИ, СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
КАФЕДРА ОБЩЕЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
О.В. Огороднова
ПРАКТИКА НАБЛЮДЕНИЯ
Учебно-методический комплекс
для студентов специальности
«Педагогика и методика начального образования»
Издательство
Тюменского государственного университета
УДК 373.3
ББК Ч421.221
Аз О 392
О.В. Огороднова. Практика наблюдения: учебно-методический комплекс для студентов специальности «Педагогика и методика начального образования». Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2008. – 32 с.
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов специальности «Педагогика и методика начального образования» Института психологии, педагогики, социального управления ТюмГУ. Учебно-методический комплекс призван содействовать выработке профессиональных педагогических умений у будущих учителей начальных классов.
|
|
Рабочая учебная программа практики опубликована на сайте ТюмГУ: Практика наблюдения [электронный ресурс] / режим доступа: http://www.umk.utmn.ru, свободный.
Рекомендовано к печати Учебно-методической комиссией Института психологии, педагогики, социального управления ТюмГУ. Одобрено Учебно-методической секцией Ученого совета Тюменского государственного университета.
ОТВЕТСТВЕННЫЙ ЗА ВЫПУСК: Л.Д. Плотников, к.п.н., доцент
РЕЦЕНЗЕНТЫ: | Н.В. Терехова, к.п.н., доцент Л.М. Оплетаева, к.п.н. |
© ГОУ ВПО Тюменский государственный университет, 2008.
© Издательство Тюменского государственного университета, 2008.
© О.В. Огороднова, 2008.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка………………………………………… | |
Требования к отчету …………………….……………………... | |
Методические рекомендации для студентов……………… | |
- Примерный перечень схем и экспертных карт для психолого-педагогического анализа уроков…………………………….…… | |
- Экспертные карты для психолого-педагогического анализа уроков………………………………………………………………….. | |
- Ориентировочная схема составления психолого-педагогической характеристики ребенка ……………………….. | |
- Ориентировочная схема составления психолого-педагогической характеристики детской (ученической) группы………………………………………………………………………. | |
- Примерная форма самоанализа………………………………….. | |
- Образец оформления титульного листа отчета……………...... | |
Основная литература…………………………………………. | |
Дополнительная литература ………………………………… |
Пояснительная записка
|
|
Практика является важным звеном в системе высшего педагогического образования. В процессе практики не только закрепляются и углубляются теоретические знания, на и вырабатываются умения, необходимые в профессиональной деятельности учителя. Практика дает студенту возможность осмыслить закономерности образовательного процесса. В период практики будущий учитель наблюдает и анализирует учебный процесс, анализирует внеклассные мероприятия, а также наблюдает за детьми и составляет их психологическую характеристику.
Цель практики: обеспечение содержательной связи теоретических знаний с их реализацией в практической деятельности будущего специалиста; развитие психолого-педагогической компетентности студентов.
Задачи практики:
1. Воспитание у студентов ответственности за результаты своей профессиональной деятельности, освоение студентами профессиональной этики.
2. Ознакомление студентов с содержанием и основными направлениями работы учителя начальных классов.
3. Ознакомление студентов с ролью учителя.
4. Овладение инструментарием, методами организации и проведения экспертной оценки, анализа полученных данных, интерпретации результатов, разработки рекомендаций.
Продолжительность «практики наблюдения» – 1 неделя.
Базами практики могут быть общеобразовательные школы, гимназии, лицеи, начальные школы.
Срок защиты отчетов – в первый месяц после прохождения практики.
Положительная оценка по практике вносится в зачетную книжку студента в раздел «Производственная практика» с указанием названия практики, курса, места прохождения практики, в качестве кого работал студент, продолжительности практики, фамилии руководителя практики от кафедры, отметки о зачете, даты сдачи зачета, подписи преподавателя, принявшего зачет.
Содержание практики охватывает следующие направления деятельности специалиста – учителя начальных классов:
- экспертно-аналитическое;
- исследовательское.
Практика предполагает:
1. Знакомство с системой работы образовательного учреждения;
2. Психолого-педагогический анализ учебно-воспитательного процесса;
3. Наблюдение за детьми и составление психолого-педагогической характеристики класса (группы) и отдельного ребенка (учащегося);
Обязательный минимум заданий для выполнения в ходе практики:
1. Посещение всех уроков в закрепленном за студентом классе и психолого-педагогический анализ 5-и уроков по разным предметам с использованием различных схем и экспертных карт (Приложения 1-2). Составление конспекта этих уроков, в котором должна быть отражена тема, дата, время и место посещения, структура занятия, общая цель занятия (лекции, семинара) и задачи каждого этапа урока, методы и приемы, используемые учителем, а также основное содержание занятия. Предпочтительна табличная форма оформления этих конспектов (Слева – конспект; справа – комментарии). После конспекта в отчете разместить анализ данных, полученных в ходе экспертной оценки. Сами экспертные карты необходимо разместить в приложениях к отчету.
2. Посещение и психолого-педагогический анализ одного внеклассного мероприятия.
3. Посещение родительского собрания (педсовета, методического объединения – на выбор студента), анализ его целей, содержания и используемых методов работы.
4. Составление психолого-педагогической характеристики одного учащегося – Приложение 3.
5. Составление психолого-педагогической характеристики класса – Приложение 4.
Для выполнения основных видов работ студент прикрепляется к одному классу.
Умения, формируемые в ходе практики:
- умение установить контакт и организовать взаимодействие с педагогами.
|
|
- умение подбирать необходимую информацию;
- умение осуществлять психолого-педагогический анализ уроков и воспитательных мероприятий и оформлять соответствующие документы.
- умение составлять психологический портрет ребенка и давать психолого-педагогическую характеристику детской группы (класса).
Права и обязанности студента:
1. Студент подчиняется правилам внутреннего распорядка образовательного учреждения, на которых он проходит практику.
2. Студент обязан:
- своевременно выполнять все виды работ, согласно программе практики и индивидуальному заданию;
- иметь дневник учета рабочего времени, в котором фиксируются виды осуществляемой им деятельности;
- не позднее 10 дней после окончания практики предоставить отчетную документацию руководителю практики от кафедры.
3. Студенты имеют право по всем вопросам, возникающим в процессе практики, обращаться к руководителям практики, администрации и преподавателям университета.
4. Студент, работа которого на практике признана неудовлетворительной, считается не выполнившим учебный план данного семестра. По решению Совета института ему может назначаться повторное прохождение практики.