Завершающая гипотеза: предрасположенность к паранормальному

Я считаю, что людей, с готовностью воспринимающих сообщения о паранормальном, можно разделить на две категории. Некоторые верят в одно-два отдельных явления и в принципе готовы применять критическое мышление. Но есть и те, кто демонстрирует что-то вроде общей, ничем не ограниченной предрасположенности к паранормальному — неприятие кри тического мышления или враждебность к нему одновременно с готовностью принимать без всяких сомнений широкий спектр паранормальных явлений. Такое паранормальное мышление питается четырьмя процессами:

1. Верой в одно паранормальное явление и широким применением принципов, обратных принципам Пандоры. Паранормальные индивиды не пытаются свериться с реальностью; напротив, они готовы принять все логические следствия этого паранормального явления (и открыть ящик для всех подобных явлений). В центре этого процесса — отказ от критического мышления (честных и бесстрашных вопросов). Эго простое действие превращает ящик Пандоры из предупреждения в приглашение (см. «Субъективный релятивизм», глава 2).

2. Социальное подкрепление. Семья, друзья и члены группы поддержки разделяют и усиливают описанные здесь паранормальные процессы.

3. Субъективное подтверждение. Паранормальные индивиды сталкивались, возможно, с яркими и убедительными на личном уровне паранормальными явлениями, которые на самом деле представляли собой странности природы и мира чисел, ошибку восприятия или памяти, эффект плацебо, сенсорные аномалии или галлюцинации.

4. Поддерживающая вера. Паранормальные индивиды принадлежат к религиозной системе, которая включает в себя (или, по крайней мере, не ограничивает) вышеперечисленные процессы.

Подозреваю, что паранормальное мышление могут демонстрировать как религиозные, так и нерелигиозные люди. В некоторых религиозных системах определяется конкретная область, где надлежит принимать на веру паранормальные явления. Однако в пределах этой области паранормальные индивиды принимают на веру большее число паранормальных явлений, чем остальные. Так, можно обнаружить паранормальных христиан, паранормальных буддистов и паранормальных светских гуманистов.

Наконец, мое предположение ничего не говорит о том, полезна ли и желательна ли предрасположенность к паранормальному.

Вполне возможно, что исследователи, склонные к вере в паранормальное, выдвинут предположение о том, что такая предрасположенность предсказывает наличие у данного индивида реальных паранормальных способностей. Скептики же сочтут, что предрасположенность к паранормальному порождает искажения и ошибки. Это эмпирические вопросы.

В настоящее время я работаю над реестром прерасположенности к паранормальному. Пишите мне в Лабораторию псевдонауки и паранормального Университета Рузвельта в Чикаго по адресу: jsmith@roosevelt.edu. Я планирую сделать все версии реестра доступными исследователям на безвозмездной основе.

Приложение А. Комплементарная и альтернативная медицина

Национальный центр комплементарной и альтернативной медицины (National Center for Complimentary and Alternative Medicibe, NCCAM), подразделение Национального института здоровья, подразделяет все CAM-практики на четыре группы, признавая при этом, что они могут в чем-то перекрываться. В дополнение к этому Центр изучает холистические подходы САМ, которые охватывают одновременно все четыре ее раздела. Можно убедиться, что позиция Центра (NCCAM, 2008) размывает границы между паранормальным и непаранормальным подходами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: