Подростковая конфликтность: диагностика и преодоление в условиях тренинга

Попкова Ирина Михайловна, преподаватель ритмики и танца, психолог

Статья отнесена к разделу: Школьная психологическая служба

google_protectAndRun("render_ads.js::google_render_ad", google_handleError, google_render_ad); В настоящее время во всем мире резко изменилась ситуация развития детства. Напряженные социальные, экономические, демографические, экологические проблемы обуславливают нарастание негативных тенденций в становлении личности подрастающего поколения. Среди них особую тревогу вызывают прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная дезориентированность детей, возрастание их жестокости, агрессивности, потенциальной конфликтности. Эти тенденции проявляются наиболее остро в подростковом возрасте. Подростковый возраст представляет собой как бы “третий мир”, существующий между детством и взрослостью.

Однако, переходя из детского мира во взрослый, подросток не принадлежит полностью ни к тому, ни к другому. Специфичность его социальной ситуации и жизненного мира проявляется и в психике, для которой типичны внутренние противоречия, неопределенность уровня притязаний, повышенная застенчивость и одновременно агрессивность, конфликтность, склонность принимать крайние позиции и точки зрения.

Целями работы педагога и психолога с конфликтными подростками являются анализ причинвозникновения и проявления конфликтности, а также определение социально-психологических основ ее преодоления в условиях тренинга.

Мы использовали идеи зарубежных специалистов в области изучения конфликтности, таких как: З. Фрейд, Х. Ремшмидт и др., а также положения отечественных ученых, таких как: Л.А. Петровская, В.И. Ващенко и др.

Методы, использованные в нашем исследовании: метод наблюдения, метод беседы, методика “Самооценка психических состояний” Г. Айзенка, опросник А. Басса – А. Дарки (в интерпретации Цукерман Г.А.), методика “Большая пятерка качеств личности” (разработанная Грецовым А.Г.), а также методика “Самооценка конфликтности”.

В исследовании принимали участие 30 подростков 10-11 лет.

Схема проведения работы:

  1. Описание психологическиех особенностей подростков 10-11 лет;
  2. Определение причин возникновения и проявления конфликтности;
  3. Рассмотрение психологических методов и средств преодоления конфликтности у подростков;
  4. Определение методики и проведение психологического исследования конфликтности подростков;
  5. Разработка и проведение цикла тренинговых занятий, направленных на снижение уровня конфликтности у подростков 10-11 лет;
  6. Анализ данных, полученных в результате эмпирического исследования;

Гипотеза исследования: в определенной мере конфликтность подростков 10-11 лет преодолевается в условиях тренинга.

В результате ознакомления с особенностями группы подростков с помощью метода наблюдения было установлено, что часть испытуемых достаточно активно и заинтересованно отнеслась к процессу тестирования. У подростков отмечалось желание лучше узнать себя, открытость к новому опыту. На уроках подростки старались вести себя сдержанно, изредка наблюдались моменты проявления эмоциональности, неусидчивости и рассеянности внимания. На переменах подростки вели себя раскованно и свободно, можно было наблюдать ситуации, в которых проявлялись такие реакции подростков, как раздражительность, обидчивость, эмоциональная неустойчивость. С помощью метода беседы было также установлено, что у ребят есть желание понять себя и других, научиться чему-то новому.

Была разработана программа тренинга для подростков “Как научиться эффективно общаться (уроки общения для младших подростков 10-11 лет)”. Программа включает в себя 10 занятий общей продолжительностью 15 часов. Время одного занятия – 1,5 часа. Занятия проводились 2 раза в неделю.

Целью проведения тренинга было научить подростков эффективному и гармоничному взаимодействию с окружающими: сверстниками, родителями, самими собой и снизить уровень конфликтности и враждебных реакций подростков.

Задачи тренинга:

1) помочь подросткам лучше узнать себя через общение с другими;

2) снизить уровень конфликтности, в тренинговом взаимодействии показать и научить наиболее эффективным методам разрешения конфликтных, сложных эмоциональных ситуаций;

3) сформировать базисное чувство уверенности в себе и своих силах;

4) создать атмосферу на тренинге, располагающую к общению и эмоциональному отдыху;

5) развивать творческие способности.

В начале тренинговых занятий у ребят появилась мотивация к работе, при обсуждении занятий многие из группы говорили о том, что раньше не думали о том, как важно правильно общаться, уметь выходить из конфликтов. “Мы хотели бы измениться, научиться общаться без ссор и споров” - такие слова можно было услышать от детей.

Подростки изучили особенности и стили поведения в конфликтной ситуации, с помощью ролевых игр учились правильно выходить из конфликтов. Особенно запомнилось то, что в начале занятия несколько ребят говорили о том, что в спорах чаще всего используют стиль соперничества, а в конце занятия они сказали, что хотят попробовать использовать стиль сотрудничества. Ребята также познакомились с правилами дружбы и позитивного общения. Упражнения данного раздела ставили своей целью отработку новых знаний и развитие коммуникативных навыков. Подростки говорили о своих друзьях, о том, что они делают, чтобы не ссорится со своими друзьями (уступают, первые идут на примирение, спустя какое-то время после ссоры начинают разговаривать, как ни в чем не бывало).

Ребятам очень понравилось упражнение “Все чем-то похожи...”. Они узнали много нового друг о друге, нашли общие черты, которые их объединяют. При обсуждении занятий подростками была высказана мысль, что общие черты объединяют нас в одну команду, а различия делают неповторимыми и уникальными по сравнению с другими. Кроме того, в ходе тренинга были изучены неверные средства общения на примере упражнений “Сидящий и стоящий”, “Спиной друг к другу”. По окончании тренинговых занятий были поставлены и выполнены задачи по закреплению навыков взаимодействия и навыков поведения в конфликтной ситуации, а также дополнительно проработаны те темы, которые оказались наиболее актуальными для участников группы.

После участия ребят в тренинге была проведена вторая серия исследования с помощью методик, перечисленных выше.

Целью проведения второй серии исследования было установить уровень конфликтности и других психических характеристик группы после завершения тренинговых занятий.

Можно сделать выводы:

По данным первой серии исследования, по методике А. Басса – А. Дарки (в интерпретации Цукерман Г.А.) большинство “испытуемых” (33,3 %) имело небольшой уровень физической, косвенной агрессии и раздражительности, а также небольшой уровень вербальной агрессии (40 %), средний уровень негативизма (30 %) и обидчивости (40 %). Кроме того, испытуемые имели средний уровень чувства вины (33,3 %) и большая часть группы не имела подозрительности (33,4 %).

По данным второй серии исследования большинство “испытуемых” (42,8 %) не имеет физической агрессии, либо имеет небольшой уровень данного признака (50%). Также большинство не имеет косвенной агрессии (50 %), либо имеет небольшой ее уровень (42,8 %). Большая часть испытуемых (71,4 %) не имеет раздражительности. По шкале “негативизм” доля лиц, результаты которых попали в категорию “нет негативизма” и “небольшой уровень негативизма”, примерно равна (43 % и 50 % соответственно). Кроме того, уровень обидчивости группы в основном составил 57,2 % (небольшой уровень обидчивости), по сравнению с первой серией исследования, в которой большинство испытуемых имели средний уровень данного признака. Большинство также имеет небольшой уровень подозрительности (50 %), у 35,6 % испытуемых данная реакция отсутствует. Нет вербальной агрессии у 57 % подростков, 43 % имеют небольшой уровень данного признака. Результаты 57 % испытуемых попали в категорию “средний уровень чувства вины”.

В результате обработки методики “Большая пятерка качеств личности” в первой серии исследования мы получили следующие результаты: степень выраженности экстраверсии у большинства “испытуемых” была высокая (36,7 %), степень выраженности нейротизма (эмоциональной неустойчивости) выше среднего (43,3%). Степень открытости к новому опыту, сознательности и доброжелательности группы – выше среднего (63,3 %, 60 % и 46,7 % соответственно).

Во второй серии исследования большая часть группы имеет среднюю и высокую степень выраженности экстраверсии (35,7 %). Степень выраженности нейротизма заметно снизилась: ниже среднего и средняя (42,8 %). Степень открытости к новому опыту у большинства испытуемых выше среднего (57,1 %) и высокая (35,7 %). Степень сознательности также выше среднего (64,3 %), высокая (14,3 %) и средняя (14,2 %). Степень доброжелательности у подростков выше среднего и высокая (42,8 %).

По результатам методики “Самооценка психических состояний” Г. Айзенка в первой серии исследования у большинства “испытуемых” (63,3 %) не было тревожности, фрустрации (50 %) и агрессивности (60 %). Основная часть группы имела средний уровень ригидности (53,3 %). Однако 33,3 % подростков также имели средний уровень тревожности, 43,3 % - средний уровень фрустрации, 33,3 % - средний уровень агрессивности.

Во второй серии исследования по результатам данной методики большая часть испытуемых (92,8 %) не имеет тревожности. Кроме того, процентная доля подростков, имеющих средний уровень тревожности, заметно сократилась (в первой серии исследования она составила 33,3 %, в то время как во второй серии - 7,2 %). Никто из испытуемых не имеет высокого уровень тревожности (в первой серии высокий уровень тревожности имели 3,4 % испытуемых). Та же тенденция наблюдается и в отношении средних уровней фрустрации и агрессивности. Кроме этого, 85,7 % испытуемых не имеет фрустрации и агрессивности. Также у 50 % всей группы средний уровень ригидности, у 42,8 % - ригидности нет.

В результате обработки методики “Самооценка конфликтности” были получены данные, говорящие о том, что у большинства “испытуемых” выраженная конфликтность (43,3 %).

Во второй серии исследования у большинства испытуемых (57,1 %) конфликтность выражена слабо, у 28,5 % - конфликтность не выражена. К тому же выраженную степень конфликтности имеют лишь 7,2 % испытуемых по сравнению с первой серией исследования, в которой 43,3 % ребят обладали выраженной степенью конфликтности.

Рассмотренная в статье проблема преодоления подростковой конфликтности в настоящее время имеет еще очень большое поле для изучения. Современная жизнь в силу экономической нестабильности, кризиса ряда социальных институтов, повышения тревоги и неуверенности в будущем характеризуется усиленной конфликтной заряженностью. Ряд социально-психологических исследований свидетельствует об увеличении количества конфликтов в средних школах, и о неумении конструктивно разрешать конфликтные ситуации.

Анализ литературных данных позволяет сделать определенные выводы:

Для подростков 10-11 лет характерными особенностями являются:

  • развитие взрослости, потребность в самостоятельности и стремление к самопознанию, значимость отношений со сверстниками, бунт против родителей и социальных норм;
  • эмоциональная неустойчивость, чувствительность, агрессивность, конфликтные отношения с окружающими и склонность к крайним суждениям и оценкам;
  • в подростковом возрасте прослеживаются некоторые сложности во взаимоотношениях со взрослыми (родителями и учителями), связанные с возрастными особенностями ребят. Однако, при всей тяге к самостоятельности, подростки остро нуждаются в жизненном опыте и помощи старших;
  • развитие конфликтности у подростков имеет многофакторную обусловленность, в которой социальные и психологические факторы представлены в едином неразрывном комплексе на протяжении всего возрастного периода. Эти факторы в своём тесном переплетении дополняют формирование личности;
  • повышенная конфликтность подростка может быть обусловлена не только стабильными внутриличностными факторами, но также, что не менее важно, семейной ситуацией и внешней средой.

Существуют различные направления работы с конфликтными подростками, к которым относятся многообразные подходы к коррекции поведения подростков, индивидуальное консультирование и тренинговая форма занятий.

Средовое направление связано с объяснением причин поведения подростков, включенностью их в социальные общности и взаимодействием с социальной средой, отсюда коррекция поведения – это работа со средой жизнедеятельности подростков. Клинико-биологическое направление основано на реализации комплекса медицинских, педагогических и психологических мер. Личностно-ориентированное направление рассматривают коррекцию как работу с самой личностью, с формированием у человека навыков позитивного общения и умения противостоять влиянию группы и решать конфликтные ситуации.

Цель индивидуального консультирования направлена на раскрытие причин конфликтного поведения конкретного человека с тем, чтобы помочь ему осознать истинные механизмы его поступков и рассмотреть возможные пути его дальнейшей деятельности.

Однако, соглашаясь с мнением исследователей подростковой конфликтности, мы считаем использование психологического тренинга более эффективным для снижения конфликтности подростков данного возраста, так как он включает в себя активные методы групповой работы и содержит элементы психокоррекции и психологии воздействия. Учитывая, что высокая конфликтность и агрессивность – очевидные причины нарушений общения, мы придерживаемся мнения ученых, что в результате тренинговых занятий у подростков не только улучшается поведение, но и меняется вся система взаимоотношений с социальным окружением. Кроме того, тренинг как высоко эффективный инструмент

развития и достижения изменений занимает особое место среди методов психологической помощи.

Программа тренинга для подростков
“Как научиться эффективно общаться
(уроки общения для младших подростков 10-11 лет)1”.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: