Больной с начальными проявлениями сколиотической болезни должен находиться под наблюдением, в течение которого проводится профилактическое лечение. На основании опыта ЦИТО [Кон И.И. и соавт., 1989], оптимальным вариантом является помещение такого больного в санаторную специализированную школу-интернат.
Консервативные методы лечения оказывают положительное влияние на непрогрессирующие или медленно прогрессирующие формы заболевания.
Методика комплексного консервативного лечения детей, больных сколиозом, в условиях санаторной школы-интерната с целью не допустить прогрессирования заболевания и по мере возможности добиться коррекции деформации включает [Кон И.И. и соавт., 1989, с.13-26]:
1. Рациональный режим дня, соответствующий возрасту ребенка.
2. Рациональное питание.
3. Общеукрепляющие и закаливающие процедуры, имеющие особое значение у детей, страдающих сколиозом, вследствие нарушения легочной вентиляции и гипоксии тканей.
4. Ортопедическое лечение:
· Режим разгрузки позвоночника: школьные занятия проводятся в положении лежа, в тихий час и ночью все дети спят в индивидуально изготовленных гипсовых кроватках с деторсионными валиками, при сколиозе 2-3-й ст. в период усиленного роста детей необходимо дополнительно использовать функциональный корсет.
|
|
· Создание мышечного корсета, тренировка осанки, достигаемое преимущественно методами лечебной физкультуры в комплексе с другими методами лечения.
5. Лечебная физкультура и лечебное плавание. При сколиозе 1-й ст. проводится симметричная тренировка всех мышц. При сколиозе 2-3-й ст. на фоне общеукрепляющих упражнений применяется самокоррекция, асимметричная коррекция, деторсионные упражнения. При плавании осуществляется естественная разгрузка позвоночника и его самовытяжение с одновременным укреплением мышц.
6. Физиотерапевтическое лечение, рефлексотерапия (электростимуляция мышц на выпуклой стороне дуги искривления, электрофорез кальция и фосфора, лечение сопутствующих заболеваний). Категорически противопоказана при сколиозе мануальная терапия, которая приводит к усилению нестабильности и резкому прогрессированию деформации при активном росте скелета.
7. Ортодонтическая и стоматологическая помощь.
8. Психологические факторы – создание у ребенка ровного, хорошего, жизнерадостного настроения и веры в успех лечения правильно поставленной воспитательно-педагогической работой.
Оценка результатов консервативного лечения достоверна ко времени окончания усиленного роста скелета. По методике Станьяра выделяют [Кон И.И. и соавт., 1989, с.26]:
1. отсутствие прогрессирования (изменение дуги искривления + 5º),
2. прогрессирование (увеличение дуги искривления более 5º, при этом выделяют три степени прогрессирования: 6-10º, 11-15º, свыше 15º),
3. улучшение (уменьшение дуги искривления более чем на 5º, также выделяют три степени улучшения: 6-10º, 11-15º, свыше 15º).