Вопрос 3. Этика как наука, изучающая мораль

Изучение такого сложного явления как мораль отдельного человека или общества и или группы людей ведется уже многие века философской наукой «этикой».

Этика - самостоятельная философская наука, предметом изучения которой является мораль и нравственные отношения как форма общественного сознания и жизнедеятельности человека.Термин «этика», восходит к древнегреческому понятию «Этос» - что означало «совместное жилище». Претерпев ряд изменений, термин получил ряд значений: обычай, характер, образ жизни. Прилагательное «этический» образовано Аристотелем, которым он обозначил целый класс добродетелей человеческого характера (мужество, умеренность, скромность и т.д.). Для обозначения науки, изучающей добродетели, использовал существительное «этика», которое и используется с этой целью по сей день.

Этика – социально-философская наука о морали, изучает мораль как одну из важнейших сторон жизнедеятельности человека, общества. Этика изучает сущность, природу, структуру, закономерности развития и возникновения, место в структуре других общественных отношений, той или иной моральной системы Явления, осмысливаемые этикой сложны и многогранны, чаще всего они - дискуссионны.

Этика как система знаний имеет 2 ветви:

1) Теоретическая этика – учение о природе и сущности морали. Обладает собственной терминологией, оперирует категориями, речь о которых пойдет на следующей лекции.

В системе теоретической этики выделяется:

· ЭТИЧЕСКАЯ АКСИОЛОГИЯ - изучает проблемы ценностей, проблему добра и зла;

· ДЕОНТОЛОГИЯ – изучает проблемы долга и должного;

· ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭТИКА; - исторический анализ возникновения норм морали;

· ПРОФЕССИНАЛЬНАЯ ЭТИКА – изучает специальные моральные нормы специалистов при исполнении ими профессиональных задач, так, как и наша учебная дисциплина «Этика профессиональной деятельности сотрудников ОВД»

2) Практическая этика – учение о том, как должен поступать человек, какими принципами и нормами руководствоваться (представляет собой совокупность этических учений о сущности морали).

Все элементы, входящие в структуру этики помогают осуществить выбор индивидуальной позиции по моральной проблеме, поэтому и предмет науки виден в конкретных поступках людей.

Выводы по лекции:

1.Мораль – форма общественного сознания, совокупность правил, принципов и норм, которыми люди руководствуются в своем поведении. Регулирует поведение человека во всех без исключения сферах его общественной жизни.

2. Мораль – динамическая, форма общественного сознания. Мораль носит общечеловеческий характер, выраженный в принципах гуманизма, справедливости, коллективизма.

  1. Этика представляет собой философскую науку с самостоятельной структурой и терминологией. Существует множество этических систем и учений. Каждая этическая система учит существовать в ценностно-ориентированном мире, развивает мировоззрение личности.

Основная литература

Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика. – М., 2004.

Профессиональная этика и служебный этикет: учебник / под ред. В. Я. Кикотя. — М., 2011.

Дополнительная литература

1. Бауман З. Индивидуализированное общество. Частная мораль, индивидуализированный мир. – М., 2002.,С.220.

2. Онтология и аксиология права. Сборник материалов международной научной конференции. – Омск, 2007, 2009,2011.

3. Рождественский Ю.В. Словарь терминов: Мораль, нравственность, этика. – М., 2002.

4. Суслонов В.П. Философия наказания в русской мировоззренческой парадигме. – М., 2006.

5. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М., 1992.

6.. Этика. Энциклопедический словарь. Изд-во «Гардарики», – М., 2004.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: