Существует ли нечто существенно общее между культурами, отдалёнными друг от друга тысячелетиями истории человечества? Имеется ли нечто общее между культурами разных народов, существующих в одну и ту же историческую эпоху, но существенно отличающихся друг от друга по природным условиям, различию в уровне развития производительных сил, науки, образования и т. п.?
История человечества давно засвидетельствовала, что способность одного народа осваивать достижения другого – один из главных показателей жизнеспособности его культуры, индикатор прогресса. Использование этой способности приводит к тому, что происходит взаимное обогащение культур и выравнивание их уровней. В этом процессе постепенно формируются универсалии в сфере культуры – общие элементы жизни разных народов. Универсалия есть предпочтение, которое отдают некоторому взгляду или типу поведения большинство людей, независимо от того, соответствует ли их собственное поведение этому взгляду или типу поведения.
|
|
Процесс формирования универсалий культуры ускорился в связи с превращением истории человечества во всемирную историю. Особенно быстрыми темпами этот процесс происходил в связи в формированием буржуазных общественно-экономических отношений и их распространением на всей планете.
Достаточно беглого взгляда на историю народов и человечества в целом, чтобы прийти к выводу: в каждой культуре мы находим уважение к трудолюбию, хотя оно и не разделяется всеми людьми, принадлежащими к данной культуре. Даже в рабовладельческом государстве, где труд, создающий материальные ценности, является преимущественно делом рабов, уважение к труду (конечно, не ко всем его видам) образует нравственную норму. И некоторые римские авторы связывают кризис рабовладельческого общества с исчезновением уважительного отношения к производительной – в первую очередь земледельческой – деятельности.
К числу универсалий культуры кроме уважения к трудолюбию относятся уважение к материнству, гостеприимство, восхищение смелостью, мужеством, самообладанием перед лицом смерти, презрение к трусости.
Ещё одна универсалия – индивидуальная половая любовь (в отличие от простого сексуального предпочтения): в ходе развития общества выбор своей судьбы становится всё более превалирующим, когда решается вопрос о создании семьи.
В процессе складывания перечня универсалий важнейшее место занимает отношение к войне. Несмотря на её осуждение многими мыслителями ещё со времён античности как преступления перед человечеством, до сих пор иногда даже люди безупречной нравственности видят в войне – в уничтожении других людей – арену, на которой испытываются и закаляются замечательные человеческие качества: храбрость, выносливость, мужество, способность к самопожертвованию. Но разве эти качества не могут быть продемонстрированы в мирной жизни? Отрицание войны мировым сообществом становится ещё одной универсалией культуры.
|
|
Экологическая культура, создание которой объединяет усилия всех народов, может стать новой реальностью лишь как система универсалий культуры.
Ещё один пример формирования универсалии культуры – декалог как свидетельство расширения поля действия нравственных норм, признававшихся ранее лишь в очень ограниченных (племенных, клановых и т. п.) рамках и ставших ориентиром нравственного поведения для значительной части населения планеты.
Идеал правового государства есть не просто мечта, обосновывавшаяся английскими, французскими, немецкими просветителями в XVII-XVIII веках, но отражение реальных общественных потребностей в соблюдении общих норм взаимоотношений людей, народов, стран.
Универсалии культуры являются частью фактом, частью – настоятельным требованием.