Часть первая. Огоньки

...И вожатый снова будет песни петь,

И свеча согреет нас...

В 1969 году на берегу озера Зеркальное вырос лагерь ленинградского комсомольского и пионерского актива «Зеркальный». И конечно, с первых смен одно из самых почетных мест в отрядной работе вожатского отряда «Товарищ» по праву занял отрядный огонек.

Сначала огонек в «Зеркальном» был только формой подведения итогов дня, способом отметить каждого, не пропустить возможность проявить внимание, сказать друг другу спасибо. Со временем функции огонька расширялись, огонек все больше и больше становился тем, чем он является сейчас – одним из важных средств личностного развития ребенка, тонким психотерапевтическим инструментом.

Огонек – уникальная форма отрядной работы. И хотя каждый огонек имеет свои цели и задачи, но можно выделить те, которые решает любой огонек: это привитие навыков самоанализа и коллективного анализа, воспитание культуры общения, осмысленного отношения к жизни, умения рассуждать, вести дискуссию.

Огонёк – особая форма общения, позволяющая каждому участнику высказаться, понять других, проанализировать день, ситуацию, раскрыть себя с необычной стороны, снять напряжение дня, получить заряд положительной энергии, разрешить конфликты, научиться понимать других людей, слушать и слышать.

Огонек – это акт общения взрослого (вожатого) и детского коллектива. Это момент, когда наиболее прямо, непосредственно и очевидно происходит передача социального опыта взрослого детям. А коль скоро передача социального опыта есть содержательная сущность воспитательного процесса вообще, то в проведении огонька, как в зеркале, отразится мировоззрение, установки и общая направленность личности вожатого.

Если у вожатого есть потребность в осмыслении жизни, если он умеет это делать, то он сумеет научить этому отряд, передать ему навык анализа, воспитать потребность в этом. Но воспитательная возможность огонька может превратиться в действительность лишь при условии системы и традиции в его использовании.

Грамотно выстроенный огонек - это очень сильное средство педагогического взаимодействия (именно «взаимодействия», а не «воздействия»). С другой стороны, при подготовке отрядного огонька очень уместно вспомнить заповедь врачей: «Не навреди».


ВИДЫ ОГОНЬКОВ

(из опыта ВДЦ «Орленок», ЗЦДЮТ «Зеркальный», методического центра «Школа детства» г. Санкт-Петербург, «Ассоциации учащейся молодежи» г. Ульяновск)

Виды огоньков: следуя логике развития смены, можно выделить огоньки оргпериода, основного периода и итогового периода. По содержанию, огоньки бывают: знакомства, конфликтные, анализа, тематические, адаптации.

Условия, необходимые для проведения огонька:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: