Статья 12: Роль арбитра (см. Предисловие)

12.1. Арбитр должен наблюдать, чтобы Правила игры в шахматы строго соблюдались.

Арбитр должен присутствовать и контролировать партии. В случае, если арбитр обнаруживает какое-либо нарушение, он может вмешаться. Он не должен ждать заявления от соперника. Например: игрок касается одной фигуры, а делает ход другой. Арбитр должен заставить игрока сделать ход фигурой, которой он коснулся.

12.2. Арбитр должен
a) обеспечить честную игру;
b) действовать наилучшим образом в интересах соревнования;
c) обеспечить поддержание хороших условий для игры;
d) следить, чтобы игрокам не мешали;
e) контролировать ход соревнования;
f) принимать специальные меры в интересах игроков с ограниченными возмож-

ностями и тех, кто нуждается в медицинской помощи.

Арбитр должен принимать меры, чтобы исключить читерство любого вида со стороны игроков.

12.3. Арбитр должен наблюдать за партиями, особенно тогда, когда игроки испытывают недостаток времени, обеспечивать исполнение принятых им решений, и назначать игрокам наказания, где это необходимо.

12.4. Арбитр может назначить помощников для наблюдения за партиями, например, когда несколько игроков испытывают недостаток времени.

12.5. В случае постороннего вмешательства в игру арбитр может присудить дополнительное время как одному, так и обоим игрокам.

12.6. Арбитр не должен вмешиваться в игру, за исключением случаев, описанных в Правилах игры в шахматы. Он не должен указывать число сделанных ходов, за исключением применения Статьи 8.5, когда упал, по крайней мере, один флажок. Арбитру следует воздерживаться от сообщения игроку о том, что его соперник завершил ход или что игрок не нажал свои часы.

12.7. Если кто-нибудь обнаруживает нарушение, он может сообщить об этом только арбитру. Участники соревнования, играющие другие партии, не должны высказываться о чужой партии или вмешиваться в игру иным образом. Зрителям не разрешается вмешиваться в игру. Арбитр может удалить нарушителей из игровой зоны.

Эта статья включает в себя также вызов арбитра при падении флажка.

12.8. Никому, кроме лиц, уполномоченных арбитром, не разрешается пользоваться мобильным телефоном и устройствами связи любого вида в игровой зоне или в любой сопредельной зоне, обозначенной арбитром.

Настоящая статья применяется также по отношению к официальным лицам, организаторам и арбитрам соревнования.

12.9. Арбитр может применять следующие виды наказаний:

a. предупреждение;

b. увеличение оставшегося времени сопернику;

c. уменьшение оставшегося времени игроку, нарушившему Правила;

d. увеличение количества очков, засчитываемых в партии сопернику игрока, нарушившего Правила, до максимально возможного для этой партии;

e. уменьшение количества очков, засчитываемых в партии игроку, нарушившему Правила;

f. присуждение поражения в партии игроку, нарушившему Правила (арбитр также должен решить вопрос о присуждении очков сопернику);

g. назначение штрафа, объявленного заранее;

h. исключение нарушителя из соревнования.

Статья 12.4.h может быть применена совместно с организатором соревнования.

ПРИЛОЖЕНИЕ

При изменении правил для быстрой игры и блица основная идея заключалась в попытке как можно большего использования одних и тех же правил для всех видов шахмат.

Приложение А. Быстрая игра

А.1. “Быстрая игра” – это игра, в которой каждый игрок должен завершить все ходы в заданное время, составляющее больше 10 минут, но меньше, чем 60 минут, или в предоставленное время плюс любое дополнительное время, умноженное на 60, составляющее больше 10 минут, но меньше, чем 60 минут.

Пример 1: В соответствии с Положением о турнире контроль времени 30 минут на всю партию плюс 30 секунд дополнительно на каждый ход. То есть, для 60 ходов мы получим 30'+ (30"х 60) = 30' +30' = 60'. Так как в соответствии со Статьей А1 "Быстрая игра" это игра, где все ходы должны быть сделаны каждым игроком менее чем за 60 минут, то данная игра считается классическими шахматами. Пример 2: В соответствии с Положением о турнире контроль времени 10 минут на всю партию плюс 5 секунд дополнительно на каждый ход. То есть, для 60 ходов мы получим 10'+ (5"х 60) = 10' +5' = 15'. Так как в соответствии со Статьей А.1" Быстрая игра" это игра, где все ходы должны быть сделаны каждым игроком более чем за 10 минут, то данная игра считается быстрой игрой в шахматы.

А.2. Игрокам не обязательно записывать ходы.

Игроки могут записывать ходы, но они могут прекратить запись по желанию в любое время.

А.3. Вышеприведённые Правила Соревнований применяются, если

a. один арбитр наблюдает не более чем за тремя партиями и

b. каждая партия записывается арбитром или его помощником и, если возможно, с помощью электронных средств.

Если имеется достаточное количество арбитров - один арбитр на три партии - и если имеются помощники для записи всех партий, то единственным различием между быстрой игрой и классическими шахматами является Статья А.2.

А.4. В противном случае применяются следующие правила:

a. Как только каждый игрок завершит десять ходов из начальной позиции,

(1) не могут быть сделаны никакие изменения в установку времени на часах, если это будет неблагоприятно отражаться на расписании соревнования.

(2) не могут быть приняты никакие претензии относительно неправильной рас-становки фигур или ориентации шахматной доски. В случае неправильного расположения короля рокировка не разрешается. В случае неправильного расположения ладьи рокировка с этой ладьёй не допускается.

b. Не разрешенный Правилами ход завершён, как только игрок нажал свои часы. Ес-ли арбитр наблюдал это, он должен объявить, что игрок проиграл, при условии, что соперник не сделал свой следующий ход. Если арбитр не вмешивается, со-перник имеет право заявить о своей победе в партии, если он не сделал свой следующий ход. Тем не менее, партия заканчивается вничью, если позиция та-кова, что соперник не может поставить мат королю игрока любой возможной се-рией разрешённых ходов. Если соперник не заявляет о победе и арбитр не вме-шивается, неразрешённый ход остаётся в силе, и игра продолжается. После того, как соперник сделал свой следующий ход, неразрешённый ход не может быть исправлен, если об этом не договорятся игроки без вмешательства арбитра.

с. Чтобы сообщить о победе по времени, заявитель должен остановить часы и уве-домить арбитра. Для того чтобы заявление было обоснованным, на часах заяви-теля после их остановки должно оставаться некоторое время Тем не менее, пар-тия заканчивается вничью, если позиция такова, что соперник не может поста-вить мат королю игрока любой возможной серией разрешённых ходов.

Если игрок утверждает, что его соперник просрочил положенное время и он не остановил часы, а затем его флажок упал до того, как арбитр зафиксировал результат, партия должна быть объявлена ничьей.

d. Если арбитр замечает, что оба короля находятся под шахом, или на самой даль-ней от исходного положения горизонтали находится пешка, он должен подождать до тех пор, пока не будет завершён следующий ход. Тогда, если на доске всё ещё сохраняется недопустимое положение, он должен объявить, что партия закончилась вничью.

В быстрой игре арбитр также может заявлять о падении флажка, если он наблюдает это.

А.5. В Положении о соревновании должно быть указано, правила какой статьи: А.3 или А.4 будут применяться в течение всего соревнования.

Приложение В. Блиц

В.1. “Блиц” – это игра, в которой каждый игрок должен завершить все ходы или в заданное время, составляющее 10 или меньше минут, или в предоставленное время плюс какое-то дополнительное время, умноженное на 60, составляющее 10 или меньше минут.

В соответствии с Положением о турнире контроль времени 5 минут на всю пар-тию и 5 секунд дополнительно к каждому ходу. То есть, для 60 ходов мы получим 5'+ (5' x 60) = 5' +5' = 10'. В соответствии со Статьей B1 данная игра считается блицем.

В.2. Штрафы, упоминаемые в Статьях 7 и 9 Правил соревнований, для блица должны быть равны одной минуте вместо двух.

B.3. Вышеприведённые Правила Соревнований применяются, если

a. один арбитр наблюдает за одной партией и

b. каждая партия записывается арбитром или его помощником и, по возможности, с помощью электронных средств.

В.4. В противном случае должны применяться Правила быстрой игры, описанные в Приложении A.4.

В.5. В положении о соревновании должно быть указано, правила какой статьи: B.3 или B.4 будут применяться в течение всего соревнования.


Приложение С. Алгебраическая нотация

ФИДЕ признает для своих турниров и матчей только одну систему нотации, Алгебраическую Систему, и рекомендует использовать эту единую шахматную нотацию также для шахматной литературы и в периодической печати. Бланки для записи партий, в которых применена система нотации, отличная от алгебраической, не могут использоваться в качестве подтверждающих документов в случаях, когда для этой цели обычно используются бланки игроков. Арбитр, обнаруживший, что игрок использует систему нотации, отличную от алгебраической, должен предупредить его об этом требовании.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: