Современный симфонический оркестр - это сложный многоликий инструмент.
В нем около ста участников, разделенных на группы однородных инструментов. Что касается расположения групп, все зависит от дирижера и оркестровой исполнительной традиции той страны, где оркестр работает.
Симфонический оркестр является наиболее перспективной, разработанной, разнообразной и богатой по своим выразительным возможностям формой оркестрового музицирования.
В область симфонической музыки входят разнообразные по содержанию произведения для оркестра: симфонии, увертюры, концерты, симфонические сюиты, поэмы, картины, фантазии, рапсодии. Но помимо того, симфонический оркестр является обязательным участником оперного и балетного спектакля, музыкальной комедии или оперетты, а в наши дни многих звуковых кинофильмов.
Образы отдельных симфонических произведений нередко навеяны великими произведениями литературы.
Композиторы - симфонисты с большей художественной силой воссоздают энергичную, деятельную натуру человека, его борьбу с жизненными невзгодами и препятствиями, освободительное движение народных масс, а наряду с этим и прекрасные образы природы, тонкие душевные переживания. Во многих симфониях можно также встретить жизнерадостные сцены народного быта, картины народных празднеств.
|
|
Симфонический оркестр - большой коллектив музыкантов, играющих на струнных смычковых, духовных и ударных инструментах и объединяющихся для совместного исполнения музыкального произведения. От каждого музыканта требуется не только умение хорошо играть на своем инструменте, но и умение согласовывать свое исполнение с остальными участниками.. Например, симфонический оркестр Ленинградской филармонии, симфонический оркестр Московской филармонии.
Инструменты симфонического оркестра:
1. Струнные
- Скрипка (Violino);
- Альт (Alto);
- Виолончель (Violoncello);
- Контрабас (Contrabassо);
2. Духовые
- Флейта (Flauto);
- Гобой (Oboe);
- Фагот (Fagotto);
- Кларнет (Clarinetto);
- Саксофон (Saxophone);
- Валторна (Согпо);
- Груба (Tromba);
- Туба (Tuba);
- Тромбон (Trombone);
3. Ударные
- Литавры (Timpani);
- Барабан (Tamburo);
- Ксилофон (Xylofono);
- Тарелки (Piatti);
- Остальные;
4. Одиночные
- Арфа (Агра);
- Орган (Organo);
- Фортепиано (Piano-forte);
Концертный симфонический оркестр, в отличие от оперного, располагается прямо на сцене и постоянно находится в поле зрения слушателей.
В силу исторических традиций концертный и оперный симфонические оркестры долгое время отличались своим составом, но в наши дни это различие почти стерлось.
Общее число музыкантов симфонического оркестра не постоянно: оно может колебаться в пределах 60-120 (и даже больше) человек. Такому большому составу участников для согласованной игры необходимо умелое руководство. Это роль принадлежит дирижеру.
|
|
До начала 19 века дирижер во время исполнения сам играл на каком-нибудь инструменте - например, на скрипке. Однако со временем содержание симфонической музыки усложнилось, и этот факт мало-помалу вынудил дирижеров отказаться от подобного совмещения.
ДИРИЖЕР – музыкант-руководитель творческого музыкального коллектива.
Работа дирижера оркестра состоит в том, чтобы задать музыке определенный ритм и придать ей выразительность. Он не только задает темп музыке, но и интерпретирует ее по-своему. Дирижер использует ряд особых жестов, имеющих условное значение, но понятное для всех оркестрантов. Однако эти движения рук могут изменяться дирижером в зависимости от вдохновения и толкования музыкальной пьесы.
В XIX веке дирижерское искусство исключало какую-либо возможность свободы художественного истолкования. Против этого выступил немецкий композитор Рихард Вагнер. Он как и французский композитор Гектор Берлиоз, посвятили целые трактаты искусству дирижирования.
Фигура современного дирижера оркестра появилась в начале XIX века. До этого руководство оркестром не рассматривалось как самостоятельная профессия. Так, например, в XVIII веке в задачу первой скрипки или клавесина входило руководство оркестром, состоявшее, попросту, в отбивании такта.