(модели коллективообразования)
Стратометрическая концепция коллектива А. В. Петровского.
Два критерия построения типологии групп:
1. Степень опосредованности межличностных отношений в группе содержанием совместной деятельности.
2. Общественная значимость последней, т.е. уровень ее позитивности—негативности с точки зрения общественного прогресса.
Исходя из предложенных критериев, развитие группы описывается как движение в своеобразном континууме, положительным и отрицательным полюсами которого являются соответственно коллектив (высокие позитивные показатели по обоим критериям) и корпорация (высокий позитивный показатель по первому и высокий негативный показатель по второму критериям).
В центральной точке континуума располагается так называемая диффузная группа (общность, в которой практически отсутствует совместная деятельность), а промежуточное положение между диффузной группой и положительным и отрицательным полюсами континуума занимают соответственно просоциальная и асоциальная ассоциации, т.е. группы с низкой степенью опосредствования межличностных отношений совместной деятельностью.
|
|
общественная значимость | коллектив | ||
просоциальная ассоциация | |||
диффузная группа | |||
асоциальная ассоциация | |||
корпорация | |||
совместная деятельность (сплоченность) |
Параметрическая концепция Л.И. Уманского
В основу подхода положено представление о социально-психологических параметрах группы — своеобразных критериях ее развития как коллектива.
1. Содержание нравственной направленности группы — интегративное единство ее целей, мотивов, ценностных ориентации.
2. Организационное единство группы.
3. Групповую подготовленность в сфере реализации совместной деятельности.
4. Психологическое единство — интеллектуальную, эмоциональную, волевую коммуникативность, характеризующую соответственно процесс межличностного познания и взаимопонимания в группе, межличностные контакты эмоционального характера, стрессоустоичивость и надежность группы в экстремальных ситуациях.
корпорация |
коллектив |
группа-автономия |
группа-кооперация |
группа-ассоциация |
номинальная группа |
группа-конгломерат |
антиколлектив |
1. Группа-конгломерат, т.е. группа, состоящая из незнакомых между собой людей.
Движение группы к позитивному полюсу — коллективу сопряжено с последовательным прохождением ею стадий.
Между группой-конгломератом и группой-кооперацией возможно появление таких промежуточных уровней, как:
2. номинальная группа (очередь по списку),
|
|
3. группа-ассоциация (контуры групповой структуры лишь просматриваются).
4. Группа-коопераци я уже отличается развитой и успешно действующей организационной структурой, довольно высоким уровнем групповой подготовленности и сотрудничества.
5. Для группы-автономии характерными оказываются «синтетические» процессы типа групповой идентификации и эталонизации (монореферентности), группового обособления, внутренней слитности и спаянности, создающие основу для перехода на высший уровень –
6. Коллектив - сочетаниенескольких факторов: при позитивной нравственной направленности группы, при позитивном влиянии группы на личности своих членов, при условии успешного прохождения стадии автономии, при позитивном развитии всех групповых параметров (целей, ценностных ориентаций, интеллектуальной, волевой и эмоциональной коммуникативности членов группы и т. п.).
Особая стадия развития группы — приобретение ею элементов корпоративности, становление корпорацией.
Это группа с гипертрофированными чертами автономизации, ведущими к «групповому эгоизму», изоляции от других групп более крупной социальной общности, противостоянию им.
Если группа в результате автономизации превратилась в корпорацию, следующим этапом ее развития станет Антиколлектив - группы, замкнутые извне, но отличающиеся внутригрупповой антипатией, межличностным эгоцентризмом и эгоизмом (интраэгоизмом), активной дезинтеграцией, конфликтностью и агрессивностью, и классифицируются по двум уровням, условно называемым дезинтеграцией и интраэгоизмом.
А. Н. Лутошкин
Конгломерат – «вязкая глина»,
номинальная группа - «песчаная россыпь»,
группа-кооперация — «мерцающий маяк»,
группа-автономия —«алый парус» и т.д.
Двухмерная (двухфакторная) модель группообразования Б. Такмена
Выделил две сферы, или измерения, групповой активности
1. Деловая сфера (решение групповой задачи).
2. Межличностная сфера (развитие групповой структуры)
Согласно модели, в каждой из указанных сфер предполагается прохождение группой четырех последовательно сменяющих друг друга этапов (стадий).
В сфере межличностной активности (именно с нее начинает анализ группообразования Б. Такмен):
1. Стадия «проверки и зависимости», предполагающая ориентировку членов группы в характере действий друг друга и поиск взаимоприемлемого межличностного поведения в группе;
2. Стадия «внутреннего конфликта», основная особенность которой — нарушение взаимодействия и отсутствие единства между членами группы;
3. Стадия «развития групповой сплоченности», достигаемая посредством постепенной гармонизации отношений, исчезновения межличностных конфликтов;
4. Стадия «функционально-ролевой соотнесенности», в основном связанная с образованием ролевой структуры группы, являющейся «своеобразным резонатором», посредством которого «проигрывается» групповая задача».
В сфере деловой активности б. Такмен выделяет:
1. Стадию «ориентировки в задаче», т.е. Поиск членами группы оптимального способа решения задачи;
2. Стадию «эмоционального ответа на требования задачи», состоящую в противодействии членов группы требованиям, предъявляемым им содержанием задачи вследствие несовпадения личных намерений индивидов с предписаниями последней;
3. Стадию «открытого обмена релевантными интерпретациями», понимаемую автором как этап групповой жизни, на котором имеет место максимальный информационный обмен, позволяющий партнерам глубже проникнуть в намерения друг друга и предложить альтернативную трактовку информации;
4. Стадию «принятия решений» — этап, характеризующийся конструктивными попытками успешного решения задачи.
Б. Такмен обращает внимание на связь между обеими сферами групповой активности. Их развитие идет параллельно друг другу: изменение в одной из сфер сопровождается изменением в другой, хотя не всегда совпадает.
|
|
Модель Б. Такмена весьма популярна в зарубежной социальной и организационной психологии. Ее, как правило, используют при анализе формирования команд исследователи менеджмента.