Тема 7. Этапы развития группы

(модели коллективообразования)

Стратометрическая концепция коллектива А. В. Петровского.

Два критерия построения типологии групп:

1. Степень опосредованности межличностных отношений в группе содержанием совместной деятельности.

2. Общественная значимость последней, т.е. уровень ее позитивности—негативности с точки зрения общественного прогресса.

Исходя из предложенных критериев, развитие группы описывается как движение в своеобразном континууме, положительным и отрицательным полюсами которого являются соответственно коллектив (высокие позитивные показатели по обоим критериям) и корпорация (высокий позитивный показатель по первому и высокий негативный показатель по второму критериям).

В центральной точке континуума располагается так называемая диффузная группа (общность, в которой практически отсутствует совместная деятельность), а промежуточное положение между диффузной группой и положительным и отрицательным полюсами континуума занимают соответственно просоциальная и асоциальная ассоциации, т.е. группы с низкой степенью опосредствования межличностных отношений совместной деятельностью.

общественная значимость   коллектив
  просоциальная ассоциация  
  диффузная группа    
  асоциальная ассоциация  
    корпорация
совместная деятельность (сплоченность)

Параметрическая концепция Л.И. Уманского

В основу подхода положено представление о социально-психологических параметрах группы — своеобразных критериях ее развития как коллектива.

1. Содержание нравственной направленности группы — интегративное единство ее целей, мотивов, ценностных ориентации.

2. Организационное единство группы.

3. Групповую подготовленность в сфере реализации совместной деятельности.

4. Психологическое единство — интеллектуальную, эмоциональную, волевую коммуникативность, характеризующую соответственно процесс межличностного познания и взаимопонимания в группе, межличностные контакты эмоционального характера, стрессоустоичивость и надежность группы в экстремальных ситуациях.

корпорация
коллектив
группа-автономия
группа-кооперация
группа-ассоциация
номинальная группа
группа-конгломерат
антиколлектив

1. Группа-конгломерат, т.е. группа, состоящая из незнакомых между собой людей.

Движение группы к позитивному полюсу — коллективу сопряжено с последовательным прохождением ею стадий.

Между группой-конгломератом и группой-кооперацией возможно появление таких промежуточных уровней, как:

2. номинальная группа (очередь по списку),

3. группа-ассоциация (контуры групповой структуры лишь просматриваются).

4. Группа-коопераци я уже отличается развитой и успешно действующей организационной структурой, довольно высоким уровнем групповой подготовленности и сотрудничества.

5. Для группы-автономии характерными оказываются «синтетические» процессы типа групповой идентификации и эталонизации (монореферентности), группового обособления, внутренней слитности и спаянности, создающие основу для перехода на высший уровень –

6. Коллектив - сочетаниенескольких факторов: при позитивной нравственной направленности группы, при позитивном влиянии группы на личности своих членов, при условии успешного прохождения стадии автономии, при позитивном развитии всех групповых параметров (целей, ценностных ориентаций, интеллектуальной, волевой и эмоциональной коммуникативности членов группы и т. п.).

Особая стадия развития группы — приобретение ею элементов корпоративности, становление корпорацией.

Это группа с гипертрофированными чертами автономизации, ведущими к «групповому эгоизму», изоляции от других групп более крупной социальной общности, противостоянию им.

Если группа в результате автономизации превратилась в корпорацию, следующим этапом ее развития станет Антиколлектив - группы, замкнутые извне, но отличающиеся внутригрупповой антипатией, межличностным эгоцентризмом и эгоизмом (интраэгоизмом), активной дезинтеграцией, конфликтностью и агрессивностью, и классифицируются по двум уровням, условно называемым дезинтеграцией и интраэгоизмом.

А. Н. Лутошкин

Конгломерат – «вязкая глина»,

номинальная группа - «песчаная россыпь»,

группа-кооперация — «мерцающий маяк»,

группа-автономия —«алый парус» и т.д.

Двухмерная (двухфакторная) модель группообразования Б. Такмена

Выделил две сферы, или измерения, групповой активности

1. Деловая сфера (решение групповой задачи).

2. Межличностная сфера (развитие групповой структуры)

Согласно модели, в каждой из указанных сфер предполагается прохождение группой четырех последовательно сменяющих друг друга этапов (стадий).

В сфере межличностной активности (именно с нее начинает анализ группообразования Б. Такмен):

1. Стадия «проверки и зависимости», предполагающая ориентировку членов группы в характере действий друг друга и поиск взаимоприемлемого межличностного поведения в группе;

2. Стадия «внутреннего конфликта», основная особенность которой — нарушение взаимодействия и отсутствие единства между членами группы;

3. Стадия «развития групповой сплоченности», достигаемая посредством постепенной гармонизации отношений, исчезновения межличностных конфликтов;

4. Стадия «функционально-ролевой соотнесенности», в основном связанная с образованием ролевой структуры группы, являющейся «своеобразным резонатором», посредством которого «проигрывается» групповая задача».

В сфере деловой активности б. Такмен выделяет:

1. Стадию «ориентировки в задаче», т.е. Поиск членами группы оптимального способа решения задачи;

2. Стадию «эмоционального ответа на требования задачи», состоящую в противодействии членов группы требованиям, предъявляемым им содержанием задачи вследствие несовпадения личных намерений индивидов с предписаниями последней;

3. Стадию «открытого обмена релевантными интерпретациями», понимаемую автором как этап групповой жизни, на котором имеет место максимальный информационный обмен, позволяющий партнерам глубже проникнуть в намерения друг друга и предложить альтернативную трактовку информации;

4. Стадию «принятия решений» — этап, характеризующийся конструктивными попытками успешного решения задачи.

Б. Такмен обращает внимание на связь между обеими сферами групповой активности. Их развитие идет параллельно друг другу: изменение в одной из сфер сопровождается изменением в другой, хотя не всегда совпадает.

Модель Б. Такмена весьма популярна в зарубежной социальной и организационной психологии. Ее, как правило, используют при анализе формирования команд исследователи менеджмента.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: