Направления использования методики «словесного портрета»

Методика «словесного портрета» используется главным обра­зом в следственно-розыскных, идентификационных и уголовно-регистрационных целях.

При допросе потерпевшего, свидетеля (или очевидца) методика «словесного портрета» способствует получению более точных и подробных показаний о внешности того или иного лица. Обычно допрашиваемые дают поверхностную характеристику внешности человека даже в том случае, если они неоднократно видели его. Используя методику «словесного портрета», следователь может по­мочь допрашиваемому описать признаки внешности.

Эффективное использование признаков внешности для целей идентификации личности (потерпевшего, без вести пропавшего, трупа) возможно в том случае, если они будут описываться всеми следователями применительно к схеме словесного портрета полно и подробно.

Вместе с тем в протоколах допроса перед опознанием и в про­токолах предъявления для опознания нередко встречаются не только недочеты, но и неточные термины, например: «уши плоские», «нос извилистый», «лицо утолщенное» и т.п.

При розыске скрывшихся преступников и без вести пропавших лиц словесный портрет используется для подготовки информаци­онно-розыскных ориентировок с описанием признаков внешности разыскиваемых, характеристикой «особых примет» в строении тела и лица и «броских» динамических признаков. Это дает возможность лицам, осуществляющим розыск, создать и прочно удержать в па­мяти мысленный образ разыскиваемого.

Примеры

Разыскивается женщина 27—30 лет, среднего роста, среднего телосложения. Лицо европеоидного типа, прямоугольной формы. Волосы русые, средней длины, завитые на концах.

Брови длинные, дугообразные, по положению горизонтальные.

Глаза зеленоватые, ресницы длинные. Красятся черной тушью.

Нос широкий, кончик носа за­круглен, основание слегка опущено.

Рот малый, губы красятся пома­дой вишневого цвета.

Подбородок закругленный.

Осанка прямая, походка медлен­ная.

Движения мягкие, чуть замед­ленные.

Голову при движении наклоняет вперед.

Имеет привычку в задумчивости пальцами рук касаться подбородка.

Одета в облегающее шерстяное однотонное платье темно-синего цвета с большим отложным воротни­ком и длинными, узкими, вшивными рукавами. Полочки платья застегива­ются на четыре пуговицы, длина за­стежки до линии бедер.

Обута в черные лаковые туфли на среднем каблуке. Туфли с застеж­кой.

По фотоснимку описываются только те приметы, которые наблюдаются. Если известны другие приметы, то они включаются в ориентировку.

Разыскивается мужчинав возрасте 20—25 лет. Рост — 180 см. Телосло­жение среднее.

Лицо европеоидного типа, овальное, волосы темно-русые, средней длины.

Лоб выпуклый, высокий.

Брови прямые, горизонтальные.

Глаза малые овальные, серые, горизонтальные, сближенные.

Нос большой, широкий, спинка носа прямая, основание горизонтальное.

Смыкание губ волнистое, углы рта горизонтальные.

Губы средние, выступание обеих губ.

Подбородок треугольный с ямкой.

Уши малые, овальные, с общей оттопыренностью, по положению вертикальные, мочка большая, отделенная.

Одет в черные джинсы, коричневый свитер с горизонтальными полосами. Обут в коричневые ботинки.

Особые приметы: небольшой шрам на подбородке.

Розыск человека по словесному описанию, при отсутствии фо­тоизображения, — действие сложное. Бессистемное описание при­знаков внешности делает его еще более сложным, а порой и невоз­можным.

Нередко в ходе розыскных мероприятий используется метод идентификации человека путем сопоставления словесного портре­та с фотоизображением или двух словесных портретов. Достовер­ность результатов сравнения в этих случаях зависит от точности и полноты описания признаков внешности в словесных портретах.

Посредством следственного осмотра следователь может решить идентификационную задачу — установить личность убитого по фото­графическому изображению, найденному в кармане одежды неиз­вестного трупа. Однако сделать вывод о тождестве он может только тогда, когда по приемам идентификации проведет сравнение призна­ков внешности и опишет их по методу «словесного портрета».

Поскольку отдельные важные для розыска признаки внешности могут претерпеть естественные и искусственно созданные измене­ния, розыскные мероприятия с использованием методики «словес­ного портрета» должны проводиться быстро и оперативно. Реали­зации этого условия способствует взаимодействие следователя, опе­ративно-розыскных органов и экспертно-криминалистических под­разделений, что позволяет объединить специальные знания и тех­нические возможности, имеющиеся у каждого из них, для решения основной задачи — раскрытия преступления.

Криминалистическая экспертиза все больше внедряется в след­ственную и оперативную практику, так как является одним из важ­ных способов получения дополнительных доказательств по делу.

Успех экспертизы, доказательственное значение заключения эксперта зависят в огромной степени от того, как экспертиза будет подготовлена следователем, как для нее будут подобраны материа­лы. Эксперт-криминалист в своих действиях ограничен именно представляемыми материалами и полученным заданием. Сам он не может собирать для экспертизы материалы, так как не вправе про­водить следственные действия для их поисков. Всем фактическим материалом его должен обеспечить следователь. Даже при наличии современного оборудования, использовании новейших методов ис­следования экспертиза может оказаться безуспешной, если для нее плохо подготовлены материалы, если она назначена без соблюдения криминалистических приемов. Например, подготовка материалов для идентификации признаков внешности человека по фотосним­кам предусматривает предоставление самых полных и точных дан­ных словесного портрета человека, личность которого отождествля­ется по снимкам. Отсутствие этого вида данных может привести к неверному выводу.

В процессе освидетельствования методика «словесного портре­та» используется при описании телесных повреждений, накожных примет и других анатомических признаков, обнаруженных на теле освидетельствуемого.

Ограниченность приметоописательного метода восполняется применением опознавательной фотосъемки личности. Например, целесообразно для установления личности изготовлять опознава­тельные снимки неизвестных трупов. Правила опознавательной съемки основываются на методике словесного описания внешности человека и включают следующие положения:

— изображения личности фиксируются анфас и в правый про­филь при свободной от волос ушной раковине;

— положение головы должно быть строго вертикальным;

— фотографическое качество изображения должно быть высо­ким.

Перечисленные правила позволяют иметь дополнительную ин­формацию о признаках внешности, заключенную в фотоизображе­ниях, которая может быть использована для сравнения выявленных признаков внешности с их словесным описанием.

Предъявление для опознания отличается от других следственных действий тем, что опознающий (свидетель, потерпевший) сравни­вает мысленный образ человека по сохранившимся в его памяти

признакам внешности с представляемыми ему лицами и делает вывод о сходстве одного из них с разыскиваемым лицом.

В отличие от допроса, преследующего цель получить фактичес­кие данные, подготовка к такому следственному действию как предъявление для опознания заключается в создании условий для получения достоверной информации, основанной на «мысленном образе» устанавливаемой личности.

Предъявление для опознания, использующее приемы иденти­фикации, требует соблюдения правил теории идентификации: при­менения специфических приемов его подготовки и производства, проведения глубокого и всестороннего анализа полученной инфор­мации о признаках внешности, оценки результатов и умелого их использования в доказывании. Важное идентификационное требо­вание к предъявлению для опознания — это условие сопоставимос­ти предъявляемых людей с человеком, ранее наблюдавшимся сви­детелем (очевидцем). Это условие определяет следующие требова­ния к подбору людей: опознаваемый представляется среди людей одного пола, примерно одного возраста, роста, телосложения, формы лица, спинки носа, цвета волос и т.д.

На основе сравнения, установив совпадение признаков, следо­ватель выдвигает версию о тождестве личности. Эта версия затем может быть подтверждена или опровергнута рядом следственных, оперативных действий или криминалистическими исследованиями.

Категорический вывод о тождестве личности основывается на признаках, являющихся устойчивыми, составляющими индивидуаль­ную совокупность, присущую только данной конкретной личности.

Важным требованием идентификационного характера к предъ­явлению для опознания является точность описания в протоколе этого следственного действия признаков внешности, по которым опознающий идентифицировал опознаваемое лицо. Практика сви­детельствует о том, что иногда в протоколах предъявления для опознания признаки внешности человека указываются неопреде­ленно, нередко их совершенно недостаточно, так как они не создают индивидуального комплекса и потому на их основе можно строить вывод не о тождестве, а только о сходстве. Но, как известно, сходных людей может быть много.

Эффективное применение методики «словесного портрета» до­стигается периодическим обращением к составленным ранее сло­весным портретам, своевременным внесением в них изменений и дополнений, постоянным использованием их в повседневной дея­тельности.

ЛИТЕРАТУРА

Алексеев В.П. География человеческих рас. М.: Мысль, 1974.

БунакВ.В. Антропометрия. М.: Учпедгиз, 1941.

Воробьев В.В. Наружное ухо человека. М., 1901.

Зинин A.M., Виниченко И.Ф., Житников B.C. Овсяникова М.Н. Криминалистическое описание внешности человека. М.: МВД СССР. ВНИИ. 1988.

Зинин A.M., Кирсанова Л.З. Криминалистическая фотопортрет­ная экспертиза. М.: МВД СССР. ВНИИ, 1991.

Куприянов В.В., Стовичек Г.В. Лицо человека. М.: Медицина, 1988.

Криминалистика: Учебник для ВУЗов. М.: Юристъ, 1997.

Романов В.В. Юридическая психология. М.: Юристъ, 1998.

Снетков В.А., Виниченко И.Ф., Житников B.C., Зинин A.M., Ов­сяникова М.Н., Криминалистическое описание внешности челове­ка. М.: МВД СССР. ВНИИ, 1984.

Топорков А.А. Классификация признаков внешности человека. М., 1987.

Энциклопедический словарь медицинских терминов. М.: Совет­ская энциклопедия, 1982.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: