Социологические подходы к структуре личности. Концепция «Трёх Я». (Эриксон) потом Роджерс

В социологии личности принято выделять три Я личности: субъективное, отражённое (зеркальное) и ролевое.

Система субъективного Я есть комплекс представлений индивида о своей внутренней сущности, о своей выделенности из среды и противопоставленности другим Я, структурам «не-Я» в целом. Субъективное Я формируется в процессе социализации человека. Однако конечная «цель» субъективного Я - индивидуализировать человека. Оно предполагает наличие механизмов самоидентификации и самозащиты личности, их выражение (в той или иной мере) в самосознании. Субъективное Я часто выполняет компенсаторные функции, смягчая для индивида неудачи в реальной деятельности и коммуникации, и поэтому может весьма неадекватно репрезентировать как возможности самого человека, так и окружающую реальность. Корректирующую функцию в этом случае может выполнить система отраженного (зеркального) Я.

Отражённое (зеркальное) Я – некий посредник между индивидуальной замкнутостью и внешним самоутверждением индивида. Оно характеризует комплекс представлений человека о себе, складывающийся на основе известных ему или предполагаемых им оценок себя другими людьми и своих реакций на эти оценки. Оно также может быть в разной степени адекватным реальному положению дел. Кроме того, отраженное (зеркальное) Я может не только корректировать субъективное Я, но и вступать с ним в открытое противостояние. Однако в целом оно выступает мощным фактором конформизма, включения человека в систему социального контроля, реальных социальных связей и отношений.

Ролевое Я несёт ответственность за реальное самоутверждение человека в мире, формирующееся на основе выполняемых индивидом социальных функций. В рамках этой структуры человек ориентируется на достижение внешних, видимых другими результатов.[4]

Статусно-ролевой подход. Статусно-ролевые концепции личности являются результатом синтеза социологии и других социальных наук (культурной антропологии и социальной психологии). Теоретические предпосылки этой теории заложил Ч.Кули. Основные же ее положения сформулированы социальным психологом Дж.Мидом, а сами понятия «статус» и «роль» впервые введены в научный оборот в 30-е годы XX века социальным антропологом Р.Линтоном.

Статусно-ролевые концепции личности акцентируются на «внешней» детерминации индивида и его поведения выполняемыми им социальными функциями (закрепленными в социальных позициях, статусах и ролях индивида). Личность рассматривалась с точки зрения выполнения определённых ролей.

Классическое определение социальной роли дано в 1936 г. Ральфом Линтоном (1893-1953). Р.Линтон определил социальную роль как ожидаемое поведение, ассоциируемое со статусом. Так же в 30е годы 19 в. ввёл в социологическое знание понятие «социальный статус», определяя его как место, которое занимает индивид в системе социальных отношений и которое связано с совокупностью прав и обязанностей. Их выполнение формирует роль как предписанная и ожидаемое поведение от личности, занимающей определённое положение в обществе.

Согласно теории «зеркального Я» Чарльза Кули (1864-1929), личность (самость) состоит из трех элементов:

1) представления о том, как нас воспринимают другие люди;

2) представления о том, как они реагируют на наше поведение;

3) представления о том, как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию других людей.

Джордж Мид (1863-1931)- родоначальник символического интеракционизма, в рамках которого личность понималась как совокупность ролей. Центральное понятие теории Мида – самость. Самость – некоторое неврождённое качество, результат приобретения социального опыта.

Мид выделяет 3 стадии развития самости:

1- стадия имитации(0-5 лет). В период начальной социализации круг взаимодействия ребёнка ограничен его родителями и родными, его кругозор исчерпывается только знаниями их ролей. В процессе игры дети принимают известные им роли и идентифицируют себя с образом, который навязывают им родители => проявляется не отношение ребёнка к действительности, а его родителей. Ребёнок не проявляет себя.

2- стадия игры (6-12/13 лет). Круг общения ребёнка, а позже уже подростка расширяется. В него начинают входить представители школы, секций, и сверстники. Это позволяет посмотреть на себя со стороны, глазами других, что становится формированием основания «меня» и значительным толчком к развитию самости. Данная стадия развития требует от человека усвоения определённых правил, принятых в обществе. Принимая общие правила человек, как бы, вступает в общую игру и стремится стать достойным игроком.

3- стадия коллективных игр. Человек уже не органичен в своих социальных контактах, может сам выбирать их. Это требует, в свою очередь, освоение системы отношений, господствующих в определённой группе. Ребенок учится распознавать ожидания других.[5] Структура личности по Дж.Миду, состоит из двух компонентов: «Я-сам» и «Я-меня». «Я-сам»-это реакция личности на воздействие других людей и общества в целом. «Я-меня»-осознание человеком себя с точки зрения других значимых для него людей. На этом основании строится образ «обобщенного другого», благодаря чему личность оказывается в состоянии соотносить себя и свои поступки с другими людьми. Таким образом, необходимое во взаимодействии «принятие роли другого» обеспечивает во взаимодействии «принятие роли другого» обеспечивает, согласно Миду, превращение внешнего социального контроля в самоконтроль и формирование человеческого «Я».

Т. Парсонс (1902–1979) В ролевой теории Т. Парсонса социальная система - система рациональных ролевых отношений, которые регулируются посредством эмоций и норм. Любая социальная роль может быть описана с помощью пяти основных характеристик:

1) эмоциональной - одни роли требуют эмоциональной сдержанности, другие - раскованности;

2) способом получения - одни роли предписываются, другие завоевываются;

3) масштабом - часть ролей сформулирована и строго ограничена, другая - размыта;

4) формализацией - одни роли представляют собой действие в строго установленных правилах, другие - произвольное;

5) мотивацией - одни направлены на личную прибыль, другие на общее благо и т.д.

По мнению Парсонса, любая социальная роль включает в себя различное сочетание этих характеристик.

И.С. Кон выделяет 3 понимания роли:

в обыденном сознании, где «быть в роли» значит притворяться, играть, сознавая искусственность собственного поведения;

в социальной психологии, которая использует это понятие для «описания повторяющихся, стандартизированных форм поведения»,

в социологии, в которой понятие социальной роли обозначает безличную социальную функцию и норму, выполнение которой обязательно для тех, кто занимает данную позицию.

И.С. Кон приходит к выводу, что процесс формирования личности означает ее вживание в различные социальные роли и составление своей ролевой системы, где человек идентифицирует себя с различными ролями.

По Альфреду Адлеру личность изначально является социальным существом. Она выступает как единое целое, стремящееся к совершенству и творчеству. Однако социальные интересы имеют врожденный характер.

Карен Хорни в свою очередь, развила теорию внутренней конфликтности личности, связанной с чувством тревожности, присущей человеку перед лицом окружающей действительности. Основу личности, по ее мнению, составляют невротические потребности.

С точки зрения Эриха Фромма, понимание личности должно основываться на анализе человеческих потребностей, которые вырастают из условий его существования. Личность развивается в соответствии с возможностями, которые ей предоставляет общество.

1.2. Структура личности

К числу важнейших компонентов в структуре личности относят­ся: сознание, культура, деятельность, а также социальные статусы и социальные роли. Рассмотрим каждый из перечисленных компо­нентов.

Сознание — это способность идеального воспроизведения дейст­вительности в мышлении, высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий человеку как общественно-историче­скому существу.

Сознание позволяет индивиду накапливать знания, опыт, усваи­вать социальные нормы, ценности, стандарты поведения, т. е. все, что необходимо для социализации и включения индивида в соци­альную жизнь общества. Оно способствует адекватному восприятию индивидом существующей действительности, осознанию собствен­ного «я» и нахождению своего места в социальной структуре, а так­же самооценке и самоконтролю в любых жизненных ситуациях.

Сознание формируется в процессе социализации индивида. По сути это результат социальных отношений и деятельности. Созна­ние позволяет человеку аккумулировать накопленный опыт, созда­вать идеальные образы будущего, находить наиболее эффективные пути удовлетворения своих потребностей, передавать накопленную информацию другим людям.

Культура (в социологии) — это совокупность способов и прие­мов человеческой деятельности, объективированных в материаль­ных и духовных предметах (зданиях, сооружениях, картинах, книгах и т. д.). Культура формируется путем суммирования опыта многих поколений. При этом каждое последующее поколение как бы стоит на плечах предшественников, т. е. опирается на уже созданную культуру, а не начинает свое развитие с «чистого листа», как это происходит у животных.

Культура личности определяется ее социализированностью, приобщенностью к культурному наследию, уровнем развития ее ин­дивидуальных способностей. Деятельность — это способ и условие существования общества, специфическая (социальная) форма отношения к окружающему миру. Суть деятельности заключается в целенаправленном отраже­нии и преобразовании окружающей действительности, в том числе и самого человека. Она обладает такими чертами, как осознанность (целеполагание), продуктивность (производство чего-либо), общест­венный характер.

Животные для поддержания своей жизнедеятельности потребля­ют лишь то, что находят в природе. Человек же, в отличие от жи­вотных, способен сам создавать новые, не встречающиеся в природе виды продуктов. Поэтому деятельность присуща только человеку, который в процессе своей эволюции создает и совершенствует ору­дия труда и способы производства.

Рисунок 2. Структура личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: