Ключевые слова. «Две эпистолы», «Поэтическое искусство» Буало, ода, любовная лирика, песни, эклоги, элегии, стихотворная сатира

«Две эпистолы», «Поэтическое искусство» Буало, ода, любовная лирика, песни, эклоги, элегии, стихотворная сатира, трагедии, комедии

А.П.Сумароков стал наиболее крупным литературным выразителем идеологии передового дворянства XVIII в. И мировоззрение Сумарокова, и его политические симпатии, и эстетические позиции определились его пониманием роли дворянства в русском государстве. Он сторонник монархического правления, но к деспотам относился резко отрица­тельно.

Философские и общественно-политические взгляды Сума­рокова определили его эстетические позиции. Он — тео­ретик русского классицизма. Теория классицизма разработана Су­мароковым в его поэтическом трактате «Две эпистолы» (1748). Трактат состоит из двух произведений: «Эпистола о русском языке» и «Эпистола о стихот­ворстве». В ней нашли отра­жение основные положения эстетики западноевропейского классициз­ма, которые утвердились и на русской почве: 1) подражание образцовым писателям; 2) строгое разграничение жанров по содержанию и стилю; 3) руководящая роль разума; 4) подчинение формы — содержанию; о рифме так говорит; 5) дидактизм художественной литературы; 6)правдоподобие действия и естественность изображения чувств.
Утверждая в русской литературе классицистические принципы, Сумароков широко опирается на национальную традицию, использу­ет опыт русской классицистической литературы его времени.

Исходя из национальных традиций, Сумароков характеризует в эпистолах оду, трагедию. В основу теории оды Сумароков положил прак­тику Ломоносова-одописца. Опираясь на Буало, Сумароков развивает теорию драмы. Назна­чение драматургии — «чрез действо ум тронуть». Здесь находят мес­то «три единства».

В «Эпистоле о рус­ском языке»решается важный для той эпохи вопрос: может ли быть языком литературы русский язык? Сумароков вслед за Тредиаковским и Ломоносовым доказывает возможность приме­нения русского языка в литературе, во всех жанрах без исключе­ния. «Прекрасный наш язык способен ко всему», — эта мысль про­ходит через всю эпистолу.

Сумароков теоретизировал накопленный русской классицистической литературой опыт, развил его, опираясь на дости­жения западноевропейского классицизма. В 1774 году Сумароков объе­динил обе эпистолы, значительно сократив их, в одно произведение — «Наставление хотящим быть писателями».

Сумароков в своих первых поэтических опытах учился у Тредиаковского, при этом активно усваивая традиции устно­го народного творчества, что особенно явственно проявится в разра­ботке им жанра песни. Любовная лирика Сума­рокова создавалась чаще всего в жанрах песни, эклоги, идиллии и эле­гии, песни. Здесь он достигал определённой глубины в изображе­нии любовных переживаний героев.

В 1740-е годы Сумароков начал писать и оды - торжественные и духовные. Образцом жанра для него служили оды Ломоносова. В духовных одах звучали философские мотивы: раздумья о кратковременности человеческой жизни («На суету человека», «Ода на суету мира»), страх перед смертью («Час смерти», «Плачу и рыдаю»), жалобы на одиночество («Противу злодеев»). В ней решались общечелове­ческие нравственно-этические вопросы, раскрывался духовный мир мыслившей личности.

Торжественные оды сочинялись Сумароковым в течение всего творчества в честь императриц Елизаветы Петровны, Екатерины II, будущего Павла I и знатных вельмож. Отсюда совершенно необходи­мые для этого жанра похвалы в их адрес. Но они не были для Сумаро­кова искренними, сам он называл их «лестью» и часто перемежал эту «лесть» с критическими выпадами против императриц.

Обращаясь к жанру стихотворной сати­ры, Сумароков следует традиции Кантемира, развивая жанр даль­ше. Он сохраняет те же темы, что были свойственны сатирам Канте­мира. Сумароков придает своим сатирам лирический характер. Его сатиры наполнены эмоцией, личным чувством, в них кипят негодование, возмущение, презрение Он соединяет иронию и патетику. В центре стоит не отрицательный персонаж, а сам поэт с его взгля­дом на мир, с его отношением к отрицательным сторонам русской жизни.

В форме авторского обращения к своему сословию написана са­тира «О благородстве» (1771) — одна из самых сильных и значитель­ных его сатир. Эта сатира дает наиболее полное представление о личности по­эта-сатирика. Подобно Кантемиру, он ставит вопрос о том, что даёт дворянству право оставаться «благородным» сословием. И отвечает категорически: только исполнение своего высокого долга, который поэт видит в служении отечеству.

Одним из лучших сатирических произведений в творчестве А.П.Сумарокова является «Хор ко превратному свету». Почти все социальные язвы современной Сумарокову русской действительно­сти подверглись обличению в этом хоре. Сатирик с гневом обличает по­роки крепостничества и «господ тунеядцев». В сатирах Сумарокова изображается не столько сам отрица­тельный персонаж, сколько чувства, которые он вызывает. Автор не­терпим ко всякого рода «злонравию».

Сатирическое начало пронизывает собой и бас­ни Сумарокова («притчи»). За 20 лет, с середины 1750-х до середины 1770-х годов, Сумароков написал 378 басен. Подавляющее число этих маленьких сатирических произведений направлено против жестокости поме­щиков, взяточничества чиновников, ханжества и лицемерия. Многие притчи отличаются большой социальной остротой, так, напри­мер, в притче «Терпение» описывается некий домостроитель, кото­рому однажды пришлось не есть в течение целого дня; «было то ему не очень тяжко» — и на этом основании он решил до лета не кор­мить своего коня, а летом и на лугу прокормится. По его мнению, конь выдержит:

Терпенье никогда не сокращает века,

А лошадь крепче человека.

Большим достижением Сумарокова была стихотворная форма его басен: живой, разностопный, так называемый вольный ямб, нередко придающий им непринуждён­ность обычного разговора, стал с тех пор традиционным стихом для басенного жанра.

30 августа 1756 года Елизавета Петровна специальным указом объявила об откры­тии настоящего русского театра. Директором театра назначен А.П.Сумароков. Сделал он в этой должности очень много. Сумароков создал 9 трагедий. 1) «Хореев» (1747), «Гамлет» (1747), «Синав и Трувор» (1750) - это самый ранний этап формирования русской трагедии; 2) трагедии 50-х годов: «Аристона» (1751), «Семира» (1752), «Ди­миза» (1756), «Мстислав» (1774) — здесь Сумароков пытается най­ти средства для того, чтобы театр выполнял свои воспитательные функции; отрабатывается созданный драматургом канон трагедийно­го жанра; 3) трагедии 1770-х гг.: «Вышеслав» (1770) и «Димитрий Самозванец» (1771) — это итог его драматургических исканий.

Трагедии Сумарокова выдержаны в строгих правилах классициз­ма, которые он определил в своих эпистолах.

«Хореев» — первая трагедия в русской литературе. Как в исторической пьесе в ней использован легендарный материал, свя­занный с основанием Киева. Сюжет трагедии строится в полном соответствии с канонами классицистической трагедии. Завязка действия как бы задана взаимной страстью нарушающих свой долг Хорева и Оснельды (конфликт долга и страсти — ведущий в драматургии классицизма). Основная идея этой трагедии — предостережение монарху, сле­по следующему советам злодеев и льстецов, стоящих у трона.

Начиная с трагедии «Синав и Трувор» (1750), борьба долга и стра­сти перестаёт быть самостоятельной сюжетной линией в композиции трагедий Сумарокова. Основу трагического действия составляет стремление правите­ля осуществить свои законные права. В цент­ре стоит проблема долга монарха перед своими подданными. Эта политическая проблема решена в трагедии в моральном плане.

Пьесы «Аристона», «Семира», «Димиза», «Мстислав» выделяяются по характеру воплощения трагического кон­фликта. Характерная особенность этих пьес — насыщенность их по­литическими аллюзиями (иносказаниями). Здесь дидактическая направленность пьес становится особенно ощутима. Сумароков вводит особый персонаж — мудрого вельможу, который даёт поучение монарху. Этот персонаж выражает политические идеалы автора.

Морально-политический дидактизм и определяет пафос сумароковских трагедий, особенно позднейших — «Вышеслав» и «Димитрий Самозванец». Эти две трагедии совершенно осво­бождены от побочных сюжетных линий. Они превратились в драма­тургические иллюстрации либо идеального образца истинного монар­ха, либо монарха-тирана. Последние трагедии Сумарокова от изображения внутренней борьбы между долгом и чувством в душе героя к изображению про­тиводействия добродетельных героев тиранам. Конфликт приобрета­ет характер острой борьбы. В связи с этим меняется и характер, со­держание монолога — не личная, а политическая исповедь героя.

«Димитрий Самозванец» ( 1771)— это первая и единственная пье­са Сумарокова, в основу сюжета которой положены подлинные исто­рические события XVII века, хотя и дополненные авторским вымыслом. Это первая трагедия в XVIII веке, сюжет которой строится на эпи­зодах активного противоборства положительных героев и монарха-тирана. Сумароков давал возмож­ность поставить в трагедии серьезные и злободневные политические проблемы: проблему престолонаследия; проблему зависимости влас­ти монарха от воли подданных; проблему веры и т.д. Их решение под­чинено в пьесе главному вопросу — долг и обязанности монарха пе­ред подданными и государством. В «Димитрии Самозванце» он пишет:

Народ, сорви венец с главы творца злых мук;

Спеши, исторгни скиптр из варваровых рук...

Такой призыв — совершенно новое слово в русской литературе. Морально-политический дидактизм пронизывает всё произведе­ние и выражен почти во всех его образах.

Сумароков теоретически разработал принципы русской классицистической трагедии, создал в этом жанре прекрас­ные образцы и наметил дальнейшие пути развития жанра как в идей­ном плане (предвосхитил тираноборческие трагедии начала XIX в.), так и в художественном: сближение с поэтическими принципами шекспировских реалистических традиций, усвоение их на русской почве. Сумароков был «первоот­крывателем» жанра комедии в России: в 1750-е годы других комедий, кроме сумароковских, ещё не было. Ранние комедии Сумарокова имеют ярко выраженный памфлет­ный характер: в качестве персонажей в них выступают неприятные ему знакомые, комедии «Третейский суд», «Пустая ссора», «Нарцисс» и «Тресотиниус» - откровенное средство литературной борьбы, обращённое против личных врагов Сумарокова. Любопытной чертой ранних комедий Сумарокова является от­сутствие указаний на место действия, нет сведений об обстановке действия (декорациях), о движении актеров по сцене. Всё это сбли­жает его ранние комедии с итальянскими «комедиями масок».

В зрелых комедиях Сумарокова («Опекун», «Приданое обманом», «Лихоимец» — 60-е гг.) характер комедийного действия меняется. Со­кращено число персонажей, сложнее стала любовная интрига. В ко­медиях 1760—1770-х гг. усиливается социальное начало. В компози­ции большое место занимают диалоги на общие темы. Тем самым события вписывались в эпоху, происходили на определённом обще­ственном фоне. Действие уже не сводилось к одному неудачному сва­товству, как в ранних комедиях. Сложнее стали и характеры.

В комедии «Рогоносец по вообра­жжению» (1772) первенствующую роль играет принцип обобщения. Устами служанки Нисы Сумароков подчеркивает задачу комедии: по­казать дворянина Викула и его жену Хавронью, главных персонажей этой пьесы, не как исключительное, а рядовое явление. Деревенский дворянский быт, невежество, ту­пость, обжорство, низменность интересов «благородного сословия» показаны в этой комедии так ярко, что образы Хавроньи и Викула, а также дворецкого относятся к лучшим комедийным образам литера­туры XVIII века.

Сумароков выступал и как журналист. У него есть неплохие для того времени статьи по философии, экономике, филологии и даже педагогике. Это был разносторонне образованный писатель.

Лекция 12. Литература последней четверти XVIII века

План:

1. Литературный процесс последней четверти XVIII века. Сентиментализм.

2. Литературная деятельность В.В.Капниста, И.И.Хемницера, М.Н.Муравьева.

3. Эволюция русской классической трагедии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: