Хозяйственная этика мировых религий. М.Вебер «Протестантская этика и дух капитализма»

Хозяйственная этика мировых религий – главная тема социологии Вебера. Именно этой проблеме посвящены основные и наиболее известные работы Вебера – «Протестантская этика и дух капитализма» (1904) и «Хозяйство и общество» (1921, посмертно).

Религию Вебер считает основным смыслозадающим компонентом культуры, важнейшим и наиболее общезначимым основанием самых глубоких мотивов человеческой жизнедеятельности. Исследования в области хозяйственной этики мировых религий привели Вебера к идеалистическому выводу о том, что идеям принадлежит приоритет над интересами, что именно идеи, а не интересы оказывают структурирующее воздействие на исторический процесс, прочерчивая в нем основные линии развития. А важнейшие типологические особенности различных культур определяет религия. Поэтому именно с религиями Вебер связывал основные «силовые линии» всемирной истории.

Каждая религия, формируя определенную «картину мира», дает ему определенную оценку, задает человеку соответствующий способ действия, поведения в этом мире, т.е. дает возможность индивиду тем или иным образом «отнестись» к миру.

Вебер считал возможным выделить три способа отношения к миру с соответствующей установкой, предопределяющей направленность жизнедеятельности людей, вектор их социального действия:

· для конфуцианства и даосизма характерна установка «приспособление к миру»,

· для индуизма и буддизма – «бегство от мира»,

· для иудаизма и христианства – «овладение миром».

В каждом из этих способов отношения к миру уже заключен, как в зародыше, соответствующий «образ», «стиль жизни» людей, этически определенная модификация формы их существования. Этим же изначальным мироотношением обусловлен и соответствующий тип рациональности, задающий общее направление и темп последующей рационализации. Из установки иудаизма и христианства на овладение миром, рациональное формирование земного порядка и выводит Вебер своеобразие исторического развития Запада, где впервые возник промышленный капитализм. Именно в протестантской этике Вебер увидел «дух капитализма», который и послужил основой рациональной хозяйственной этики капитализма, а в религиозной Реформации - основную предпосылку капитализма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: