Теория гиперреальности Бодрийяра

Отражение изменений в социокультурной ситуации в западном обществе под воздействием СМИ (вопрос 19, п.5) – мистификация сознания

Гиперреальность возникает тогда, когда культурные представления и знания утрачивают связь с реальностью, которую они должны описывать, и становятся автономными – симулякрами - псевдовещью, замещающую реальность, не обладающую никакими референтами. Весь современный мир состоит из симулякров, которые не имеют основания ни в какой реальности, кроме собственной.

Таким образом, постмодернизм вскрывает внутренний механизм процесса мистификации общественного сознания, доказывает“неистинность” “знания” о мире. «Разделительная линия” между миром и знанием больше не ясна.

3. «Смерть субъекта» -растворение человека в текстах, сознаниях, составляющих «великий интертекст»

· язык владеет своим носителем

· структурная предопределенность мышления

· поглощение субъекта текстом

Поскольку «ничего не существует вне текста», то и любой индивид неизбежно находится внутри текста, что ведет к «смерти субъекта», через которого «говорит язык» (М.Фуко).

Таким образом, постмодернизм разрушает идеологическую позицию модерна рассмотрения индивида как суверенного и равного своему сознанию. Постмодернизм обосновывает невозможность независимого индивидуального существования, доказывает, что индивид постоянно и главным образом бессознательно обусловливается в процессе своего мышления языковыми структурами.

Так или иначе, принимая на веру любое общепринятое воззрение или концепцию, человек становится на путь интеграции, поглощения его сознания «буржуазной системой ценностей», очередной системой «метарассказов».

В литературе этот постулат выразился в идее «смерть автора» - не автор создает значения, но значения создаются в самом читателе.

4. Децентрация – критика центрированности как основного принципа европейской культуры

Постмодернисты доказывают невозможность существования целостной, универсальной системы знания – оно может быть лишь фрагментом множества локальных культурных контекстов, которые делают его возможным и задают ему смысл. Поэтому никакое знание не может быть оценено вне контекста культуры, традиции и языка.

По мнению Ж.-Ф.Лиотара, до последнего времени единство знания обеспечивалось за счет обращения людей к метанарративам, «объяснительным системам», которые обеспечивают единство знания, организуют буржуазное общество и служат средством его легитимации. Согласно Лиотару, постмодерн характеризуется двумя основными чертами – распадом единства и ростом плюрализма. Если все упростить до предела, то под постмодернизмом следует понимать «недоверие к метарассказам», то есть, к великим базовым идеям.

Постмодернисты считают невозможным и бесполезным пытаться устанавливать какой-либо иерархический порядок, какие-либо системы приоритетов – в познании, культуре, жизни. Их лозунг – равноценность всех жизненных форм. Поэтому естественным для них оказывается отказ от понятия исторического прогресса, от самой идеи линейного развития истории, на смену которому пришла концепция М.Фуко о скачкообразном чередовании эпистем.

5. Постмодернистская чувствительность

Специфическое видения мира – мира децентрированного, фрагментированного, неупорядоченного, лишенного причинно-следственных связей и ценностных ориентиров. Любая попытка сконструировать «модель» такого мира – бессмысленна.

Все это приводит теоретиков постмодернизма к «эпистемологической неуверенности», к убеждению, что наиболее адекватное постижение реальности доступно интуитивному, «поэтическому мышлению» с его ассоциативностью, образностью, метафоричностью.. Именно с этим связано «олитературивание» мира, то есть превращение литературы в модель для всех текстов, утверждение представления, будто только литературность любого дискурса делает возможным наделение смыслом мира и нашего его восприятия. Если мир поддается только литературно-художественному, поэтическому осмыслению, то никакой иной картины мира, кроме метафорической, оно не способно дать.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: