Полагает, что анализ социальной структуры в современной обществе должен производиться в контексте анализа возникновения нового "способа развития" – информационализма. Уделяя, как и Бурдье, Соренсен и Бек, особое внимание знаниям - важнейшему виду ресурсов в новом мире, Кастельс идет дальше и кладет, фактически, отношение к производству знания и ресурсы, определяющие это отношение, в основу своей концепции социальной стратификации.
Кастельс подчеркивает, что в новой экономике сохраняются и труд, и капитал, но они качественно трансформируются. Однако основной источник производительности в новом обществе - инновации, знания и информация, поэтому непрерывное образование и самосовершенствование становятся ключевым качеством работника.
Соответственно, возникают два вида работников.
1. "родовая рабочая сила" – труд в виде характерного для предшествующих исторических эпох "родового" труда, связанного с решением конкретной задачи и потенциально заменимого машинами или другими представителями "родовой" рабочей силы.
|
|
2. "новые производители" - новая форма труда, способного к "перепрограммированию" в соответствии с бесконечно меняющимися задачами производства. Это создатели знания и обработчики информации, чей труд наиболее ценен, принадлежность к которым прямо детерминируется наличием определенного образования, культуры, личностных качеств и т.д. Они образуют новый класс общества, который Кастельс называет "коллективным работником"
"Новая система, - подчеркивает М. Кастельс, - характеризуется тенденцией возрастания социального неравенства и поляризации, а именно одновременного роста верхушки - дна социальной шкалы. Этот процесс - результат трех явлений:
1) фундаментальной дифференциации между самопрограммируемым высокопроизводительным трудом и родовым заменимым трудом;
2) индивидуализации труда, которая подрывает его коллективную организацию, предоставляя слабейшие сегменты рабочей силы своей судьбе;
3) глобализации экономики и делегитимизации государства, постепенной гибели государства всеобщего благосостояния, лишающей спасательного круга тех людей, которые не могут преуспеть самостоятельно"
Трагический смысл последствий воцарения этой новой стратификации заключается в том, что современному миру нужны, прежде всего, представители "самопрограммируемого" труда и, в сравнительно небольшом количестве, - "родовая рабочая сила", к которой относится подавляющее большинство человечества. Миллионы людей оказываются "социально исключенными".