Инвентаризация

Инвентаризация (от лат. inventarium — нахожу, обнаруживаю) — один из обяза­тельных приемов бухгалтерского учета, проведение которого в России регла­ментируется Федеральным законом «О бухгалтерском учете» [6], и Методи­ческими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обяза­тельств [7].

Роль инвентаризации менялась во времени. В эпоху Древнего Рима ин­вентаризация применялась при оценке наследуемого имущества (по цене возможной продажи) для закрепления его за новым владельцем (наследни­ком) и определения размера налогов (на наследство, а впоследствии — на имущество).

Почти (а может быть, и более чем) пятисотлетняя практика статического бухгалтерского учета выделяла на первый план физическую инвентаризацию имущества и долговых обязательств как основной этап выявления имущест­венного положения собственников, т.е. построения баланса фиктивной или реальной ликвидации.

Идеи Жака Савари о контрольной функции инвентаризации (обеспече­ние сохранности имущества собственника через обеспечение соответствия фактически наличного имущества данным бухгалтерского учета), изложенные в 1675 г., нашли преломление спустя многие годы в период динамической бухгалтерской практики, когда одновременно со сплошной перманентной инвентаризацией свершившихся фактов хозяйственной жизни (отражение в первичных документах и в бухгалтерских регистрах последствий этих ФХЖ) периодически проводились физические сплошные или тематические инвен­таризации.

Сегодня инвентаризация на российских предприятиях проводится с целью сопоставления данных фактического наличия ценностей с данными бухгалтерского учета. Объектами проведения инвентаризации определены все имущество экономического субъекта независимо от его местонахождения (основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, произ­водственные запасы, денежные средства) и все виды финансовых обяза­тельств (дебиторская и кредиторская задолженность, кредиты банков, займы и резервы). Инвентаризация имущества производится по его местонахожде­нию и материально ответственным лицам. Количество, дата проведения, объекты инвентаризации устанавливаются руководителем предприятия. Кроме того, проведение инвентаризации обязательно: при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже; при смене организационно-правовой формы предприятия; перед составлением годовой бухгалтерской отчетности; при смене материально ответственных лиц; при установлении фактов хищений, порчи ценностей; в случае стихийных бедствий;

при ликвидации (реорганизации) предприятия перед составлением лик­видационного (разделительного) баланса.

Для проведения инвентаризации приказом руководителя назначается постоянно действующая комиссия, в состав которой входят представители администрации, работники бухгалтерии, инженерно-технический персонал.

Различают полную и частичную инвентаризацию. Полная — охватывает все категории средств (как принадлежащих предприятию, так и принятых на ответственное хранение, переработку и пр.), прав и обязательств, частичная — отдельные категории (денежная наличность в кассе, материалы, товары).

Инвентаризация проводится в несколько этапов. Первый этап — обяза­тельный подсчет, взвешивание, обмер материальных ценностей, оформление инвентаризационных ведомостей или описей. При инвентаризации расчетов с дебиторами и кредиторами составляются контокоррентные выписки (т.е. выписки из карточек счетов с указанием суммы задолженности). Второй этап — оценка выявленных, подсчитанных и описанных средств по первона­чальной или измененной стоимости (например, при ухудшении качества ма­териалов). Третий этап — выявление расхождений фактического наличия с данными бухгалтерского учета, установление причин расхождений, заполне­ние сличительной ведомости. Четвертый этап — оформление результатов инвентаризации и отражение выявленных расхождений в учете и отчетности того месяца, в котором закончена инвентаризация, а по годовой инвентари­зации — в годовом бухгалтерском отчете. Излишки увеличивают доход предп­риятия. Недостачи в пределах норм естественной убыли относят на расходы отчетного периода, сверх норм — к взысканию с виновных лиц.

Как правило, инвентаризация материальных ценностей, денежных средств, денежных документов, бланков строгой отчетности проводится вне­запно, а основных средств, незавершенного производства, капитального строительства, расчетов и других статей баланса — по состоянию на 1-е число месяца.

Подходы к проведению инвентаризации в нашей стране и за рубежом раз­личны. В России главный бухгалтер, хотя на него и не могут быть возложены обязанности, связанные с материальной ответственностью за денежные и ма­териальные ценности (согласно квалификационной характеристики долж­ности «Главный бухгалтер» [8]), должен тщательно контролировать и активно участвовать в проведении инвентаризаций, в подготовке мероприятий по предупреждению недостач и хищений. Проверка наличия ценностей произ­водится не только по стоимости, но и по количеству (количество должно со­ответствовать пообъектно, не допускается замена одних номенклатурных но­меров другими). В западном учете инвентаризация не относится к функции бухгалтерии, ее проводит прочий технический персонал, бухгалтер сверяет только стоимостную оценку ценностей.

Причинами различий в подходах к инвентаризации в России можно счи­тать следующие:

обеспечение сохранности материальных ценностей возложено не только на материально ответственных лиц, но и на работников бухгалтерии;

нередко встречающиеся случаи хищения, злоупотребления, пропажи имущества.

Проведение инвентаризации относится к основным приемам в решении задач обеспечения сохранности имущества организации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: