Восток - люди и драконы

Введение в драконологию

Насколько известно, последнее документально подтвержденное наблюдение дракона относится к началу XV века, когда гигантская крылатая тварь принесла на себе в Тибет первого далай-ламу Гэндундуба (1391-1474). А этот живой бог, земное воплощение бодхисатвы Аволокитешвары, по-санскритски именуемый махаратхой, по-тибетски - римпоче, а по-монгольски - хутухтой, подарил жителям дикой горной страны новую религию - ламаизм. Хрониками скрупулезно за­печатлены все деяния Гэндундуба и тринадцати его последующих перерождений, вплоть до нынеш­него далай-ламы Лозондантзен-джамцо-нгванга. Но вот куда делся тот дракон - история, увы, умалчивает...

В то же время за пределами последних пяти столетий летописи прямо-таки кишат встречами с драконами. Правда, в полном соответствии с киплинговским «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с места они не сойдут», взаимоотношения рода людско­го с драконьим племенем в этих двух обширных и несхожих ре­гионах планеты происходили по-разному.

Восток - люди и драконы

На Востоке эти крылатые суще­ства отличались неоднозначностью и, можно сказать, человечностью. В восточной традиции дракон своенравен, бывает раздражительным и даже злым (хотя и не злобным), однако всегда благороден и мудр, и с ним, как правило, лучше договориться, чем вступать в прямую конфронтацию.

Сказанное не исключает от­дельных случаев драконоубий-ства или, наоборот, человекоубий­ства. Так, герой древнехеттского мифа по имени Хупасияс, опоив неимоверным количеством пива и связав, убил дракона Иллуянку, с которым не мог справиться сам бог грозы (заметьте, коварство в этом случае проявляет не дракон, а человек). В Японии разжало­ванный из богов в смертные Су-саноо (что значит «доблестный, быстрый и ярый божественный муж из Суса) спасает людей, затерроризированных восьмиглавым и восьмихвостым драконом Ямато-но Ороти.

Но это исключения. Гораздо чаще между представителями чуждых биологических видов возникает нечто вроде союза. Вот, например, Да Юю, основателю китайской династии Ся, оказал существенную помощь желтый дракон Ин Лун. Издревле огром­ную роль играли в Китае каналы -сооружения, равно служившие нуждам ирригации и транспорта (по воде можно было добраться едва ли не в любой город). Сеть каналов, подобных в этом смысле современным европейским или американским шоссейным до­рогам, является такой же досто­примечательностью Поднебесной империи, как и Великая стена. А первый проект этой сети водных артерий принадлежит Ин Луну, который обошел всю страну, намечая будущие каналы. Дальнейшее было уже, как говорится, делом тех­ники - или, учитывая отсутствие таковой, сотен тысяч вооруженных лопатами землекопов.

Надо сказать, на Востоке дра­коны в большей мере, нежели в наших краях, сохранили закре­пленное в наиболее древних мифах родство с водным миром. И даже то обстоятельство, что ог­недышащими их называли поч­ти во всех преданиях, не должно вводить в заблуждение: чтобы придать чудовищам величие и грозную мощь, человеческое сознание невольно одарило их вла­стью над противоположными стихиями. Драконы водились в морях, озерах, реках, болотах -именно масштабом подвластного пространства определялась зна­чимость драконов в человеческих глазах. Дабы не наделять их по человеческому обыкновению (не люди все-таки!) титулами, но, вместе с тем, отразить положение в драконьей иерархии, было введено деление по цвету (или, лучше сказать, «по масти») - от коричневого до белого. Этот последний представитель был самым потрясающим, грозным и непредставимо страшным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: