Идеология Просвещения

Конец 17 века и 18 век – это эпоха Просвещения. Это философское, педагогическое и политическое движение со следующими чертами:

1. Вера в человеческий разум, который призван обеспечить прогресс человечества, избавить людей от нелепых традиций, от невежества, суеверий, мифов и угнетения.

2. Культ разума, то есть защита научного и технического познания как орудия преобразования мира и постепенного улучшения условий материальной и духовной жизни человечества.

3. Религиозная и этическая терпимость.

4. Защита естественных и неотчуждаемых прав человека и гражданина.

5. Отказ от догматических метафизических систем, которые не поддаются фактической проверке.

6. Критика суеверий, воплощенных в «позитивных» религиях и защита деизма. Деизм (от латинского слова DEUS – бог) – учение, проповедующее следующие взгляды. (1) Бог есть. (2) Бог создал мир. (3) Душа бессмертна. Некоторые деисты полагали, что после смерти душа получает воздаяние за добрые и злые дела. Деистом был, например, Вольтер (1694-1778). Деисты отрицают распятие и воскрешение Иисуса Христа, культ девы Марии и всё, связанное с традиционными существующими («позитивными») религиями. Вольтер верил в бога, но отрицал «позитивную» религию: «Религия возникла, когда встретились мошенник и дурак». Впрочем, Дени Дидро (1713-1784) и вовсе был атеистом («безбожником»).

7. Борьба против сословных привилегий и тирании.

Вот какую характеристику даёт Просвещению великий немецкий философ Иммануил Кант (1724-1804). Это фрагмент статьи 1784 года «Ответ на вопрос: “Что такое Просвещение?”»: «Просвещение – это выход человека из состояния несовершеннолетия, в котором он находился по собственной вине. Несовершеннолетие – это неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-нибудь другого. Несовершеннолетие по собственной вине имеет причиной не недостаток рассудка, а недостаток решимости и мужества пользоваться им без руководства пользоваться им без руководства со стороны кого-то другого. Sapere aude! (Дерзай быть мудрым!) «Имей мужество пользоваться своим умом!» – таков девиз эпохи Просвещения».

Ещё некоторые мысли, которые вошли в нашу культуру с 18 века, «века Просвещения». Природу, общество, жизнь человека можно познать при помощи разума. Если познать законы, по которым функционирует и развивается природа и общество, можно покорить природу и построить справедливое общество.

Общество – часть природы. И природа и общество подчиняются одним и тем же законам. Общество развивается прогрессивно. «Прогресс – закон природы» (Вольтер). Критерии прогресса: разумность и свобода. Общество с каждым годом должно становится разумнее и свободнее.

Познание – пассивный процесс. Тут просветители наследуют эмпиризм Локка («В разуме нет ничего, чего не было бы в опыте»). И даже более того, просветители исповедуют сенсуализм (от французского слова sense – ощущение, чувство) – «В разуме нет ничего, чего не было бы в ощущении». Как писал Дени Дидро (1713-1784): «Я признаю только то, что вижу».

Все люди от рождения равны. Все люди обладают естественными и неотчуждаемыми правами: правом на жизнь, на свободу, на частную собственность и правом на защиту этих прав.

Вот избранные афоризмы просветителей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: