Б13в. Психологическая коррекция как одно из направлений деятельности специального психолога

Психокоррекция - одно из направлений деятельности специального психолога, наряду с психологическим просвещением, психологическим консультированием, психотерапией, психологической диагностикой, психологическим сопровождением, психодидактикой, психологической профилактикой. Психологическая коррекция - система мероприятий, направленных на исправление недостатков клиента с помощью средств психологического воздействия. Термин «коррекция психического развития» впервые стал использоваться в дефектологии применительно к различным вариантам аномального развития ребенка. Под «коррекцией», в отличие от медицинской помощи, понималась определенная форма психолого-педагогической деятельности, т.е. совокупность педагогических воздействий, направленных на исправление недостатков в развитии аномального ребенка.

По мере развития прикладной психологии понятие «коррекция» стало все шире использоваться и при нормальном психическом развитии ребенка. В связи с этим произошло принципиальное изменение характера задач и адресата коррекционных воздействий – от исправления дефектов при нормальном развитии до создания оптимальных возможностей и условий психического развития ребенка.

Как вид психологической практики психолого-педагогическая коррекция имеет долгую историю развития, начиная с попыток французского врача и педагога Ж. Итара (Itard) в конце XVIII века перевоспитать и обучить «авейронского мальчика-дикаря» Виктора.

Психокоррекция в специальной психологии рассматривается и как метод психологического воздействия, направленный на создание оптимальных возможностей и условий развития личностного и интеллектуального потенциала ребенка (Г.В. Бурменская, О.А. Карабанова, А.Г. Лидерс), и как система методов психологического воздействия на клиента, и как совокупность психологических приемов для исправления психологии или поведения психически здорового человека (Р.С. Немов), и как способ профилактики нервно-психических нарушений у детей (А.С. Спиваковская). Нередко понятие «психокоррекция»подменяется понятием «психотерапия» (от греч. psyche – душа и therapeia – уход). Исторически именно психотерапия впервые выступила как самостоятельная психологическая практика работы с больными, как форма оказания психологической помощи человеку, испытывающему психологические трудности.

Остановимся на рассмотрении соотношения понятий «психокоррекция», «психологическое консультирование», «психотерапия» (Ю.Е. Алешина, А.А. Осипова, Р.С. Немов, С. Глэддинг), основываясь на сфере их приложения с помощью ключевых вопросов: «когда?», «что?», «кто?», «с кем?». Генезис психотерапии связан с появлением техник гипноза в конце XIX века и неразрывно связан с медициной, коррекции – с дефектологией и образовательной сферой. Сферой воздействия в психотерапииявляется (что?) психическое здоровье людей, в психологическом консультировании и коррекции - психологической здоровье (термин И.В. Дубровиной), т.е. психологические аспекты психического здоровья. Работа осуществляется (с кем?) в психотерапии – с больными людьми, в психологическом консультировании и коррекции – со здоровыми, испытывающими трудности разрешения той или иной критической ситуации (А.А. Осипова), и с детьми, имеющими отклонения в психическом развитии (И.И. Мамайчук). Следует дифференцировать психологическую коррекцию нормального и аномального развития, отягощенного биологическими факторами отклонений в развитии. Воздействие осуществляет (кто?) в психотерапии – врач-психотерапевт или психолог с соответствующей подготовкой, в психологическом консультировании и коррекции – психолог, педагог-психолог, социальный работник.

С точки зрения А.А. Осиповой психокоррекция имеет несколько специфических особенностей: ориентация на клинически здоровых людей; ориентация на здоровые черты личности; ориентация на среднесрочную помощь, в отличие от краткосрочной; направленность на изменение поведения и развития личности. Однако, как совершенно верно замечает И.И. Мамайчук, объектом психокоррекции могут быть как здоровые, так и больные люди.

В зарубежной психологии аналогом понятия «коррекция» выступает понятие «интервенция». Основное отличие понятий «психологическая коррекция» и «интервенция» связано на акцентировании различных сторон психологического воздействия: интервенция акцентирует момент вторжения, вмешательства в ход развития, а коррекция подчеркивает целевой аспект психологического воздействия – преодоление отклонений в развитии и обеспечение достижения уровня возрастных норм развития.

Чем большее значение имеют психологические и социально-психологические факторы в развитии того или иного вида нарушений, тем больше удельный вес приобретает метод психологической коррекции (Р.А. Защепинский, Г.Л. Исурина, 1983).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: