Общая модель структуры консультирования – эклектическая модель (B.E. Gilland). Эта общая модель структуры консультирования охватывает шесть стадий:
1. Исследование проблемы предполагает установление контакта (raport) с клиентом и достижение обоюдного доверия: необходимо внимательно выслушать клиента, говорящего о своих трудностях, проявить максимальную искренность, эмпатию, заботу, не прибегая к оценкам и манипулированию.
2. Двумерное определение проблемы заключается в том, что консультант стремится точно охарактеризовать проблемы клиента, установить как эмоциональные, так и когнитивные ее аспекты. Точное определение проблемы ведет к пониманию ее причин и указанию на способы разрешения. К этой стадии возвращаются на протяжении всего консультирования, если возникают трудности, неясности в формулировке проблемы.
3. Идентификация альтернатив – стадия обсуждения возможных альтернатив решения проблемы с помощью открытых вопросов. Клиент называет возможные варианты решения проблемы, консультант помогает ему выдвинуть дополнительные альтернативы, которые клиент может использовать непосредственно. Во время беседы составляется письменный список альтернатив.
|
|
4. Планирование предполагает критическую оценку выбранных альтернатив решения путем анализа альтернатив с точки зрения предыдущего опыта и готовности к изменению, интервала времени, степени уменьшения деструктивного поведения клиента. Предусматриваются средства и способы проверки реалистичности выбранного решения («репетиция действий», ролевые игры).
5. Деятельность – последовательная реализация плана решения проблемы. Консультант помогает клиенту строить деятельность с учетом обстоятельств, времени, эмоциональных затрат, а также с пониманием возможности неудачи в достижении цели, ориентируясь на конечные цели.
6. Оценка и обратная связь – оценка консультантом и клиентом уровня достижений цели, степени разрешения проблемы. В случае надобности возможно уточнение плана решения. При возникновении новых или глубоко скрытых проблем возможен возврат к предыдущим стадиям.
Основными этапами психологического консультирования, по мнению Р.С. Немова, являются: подготовительный, настроечный, диагностический, рекомендательный, контрольный этапы.
1. Подготовительный этап подразумевает знакомство с клиентом по предварительной записи, имеющейся в регистрационном журнале, и по той информации о клиенте, которую получают от третьих лиц. Подготовка психолога к консультированию предполагает: выбор помещения и оборудование места для проведения консультаций. В оборудование кабинета входит обеспечение удобными для консультанта и клиента креслами или стульями (желательно вращающимися), журнальным столиком. Кроме мебели, в психологической консультации желательно иметь аудио- и видеотехнику, так как возникает необходимость вести, прослушивать и просматривать какие-либо записи. Время работы с клиентом на данном этапе может занимать от 20 до 30 минут.
|
|
2. Настроечный этап предполагает личную встречу с клиентом, знакомство с ним, настрой на совместную деятельность, время от 5 до 7 минут.
3. Диагностический этап включает сбор информации о клиенте и его проблеме. Консультант выслушивает исповедь клиента, проясняет, уточняет основные моменты проблемы. Данный этап не имеет четко очерченных границ и может продолжаться от 1 ч до 8 ч.
4. Рекомендательный этап позволяет консультанту на основе собранной о клиенте информации выработать практические рекомендации по решению проблемы клиента. В этот период происходит уточнение, прояснение, конкретизация рекомендаций. Среднее время, обычно затрачиваемое на прохождение данного этапа – от 40 мин до 1 ч.
5. Контрольный этап подразумевает договор о контроле и оценке практической реализации клиентом полученных рекомендаций и договор о последующих встречах. Оценивается практическая реализация клиентом полученных советов и рекомендаций. Решается вопрос об обсуждении дополнительных рекомендаций и последующих встречах (20-30 мин).
Общее время, отводимое на консультирование – от 2-3 часов до 10-12 часов.
Исходя из семичасового рабочего дня и нормы, составляющей 26 рабочих дней в месяц, можно месячный объем рабочего времени распределить между разными видами работ примерно следующим образом:
1) подготовка к проведению психологического консультирования – 18 ч (10%);
2) работа непосредственно с клиентом – 90 ч (50%);
3) обработка и анализ результатов консультирования – 26 ч (15%);
4) оформление необходимой документации – 14 ч (5%);
5) повышение психологом-консультантом собственной профессиональной квалификации – 34 ч (20%).
С точки зрения Глэддинга основными этапами консультирования являются (рис.2):
Психодиагностика личностных особенностей клиентов может осуществляться посредством включенного наблюдения за ним в ходе интервью. Психологом обязательно осуществляется оценка эмоциональных переживаний клиента по выражению лица: мимическим реакциям, эмоциональному состоянию. Психолог должен проявлять умение осуществлять оценку речи клиента как прямого отражения его психического состояния и отношения к людям. В психологическом консультировании уместно использовать специально подобранные тесты, которые не должны занимать много времени и результаты которых могут быть использованы спустя 5-10 минут после окончания тестирования использовать. Желательно воспользоваться закрытыми вопросниками. Лучше обращаться к опросникам или вопросным формам проективных тестов. Наиболее рационально воспользоваться компьютерным вариантом психодиагностических процедур в целях экономии времени и повышения доверия клиента к научности проводимой консультации. Как правило, в консультативной практике используются проективные личностные опросники, тесты изучения познавательных особенностей, темперамента и характера, мотивов и потребностей личности, коммуникативных, организаторских и специальных способностей.