Вторая мировая война послужила катализатором дальнейшего ускоренного развития теории и практики процессов управления. Чрезвычайно сложные проблемы поддержания благосостояния всего мира побуждали ученых и менеджеров к дальнейшим изысканиям, внедрению более сложных методов руководства. Менеджмент стал рассматриваться как наука. Новое направление отличалось от предшествующих широким применением в принятии управленческих решений математических и статистических методов и других количественных дисциплин. Во время войны были созданы группы, включающие в себя математиков, физиков и других ученых, призванные решать проблемы, которые зачастую сводились к задачам быстрого и эффективного перемещения больших объемов материалов и людей (весьма актуальным и для крупных коммерческих организаций). Впоследствии результаты деятельности этих групп послужили фундаментом новой концепции менеджмента, получившей известность как исследование операций (построение математических моделей и применение других методов количественного анализа для решения проблем управления).
|
|
Под операционным менеджментом сегодня понимают область менеджмента, непосредственно связанную с процессами и технологиями производства товаров и услуг. Для решения производственных задач специалисты по операционному менеджменту широко используют математические методы, и прежде всего прогнозирование, моделирование запасов, линейное и нелинейное программирование, теорию массового обслуживания, построение графиков производства, моделирование, анализ безубыточности.
Относительно новой областью менеджмента являются управленческие информационные системы, призванные своевременно и эффективно (с точки зрения затрат) обеспечивать менеджеров необходимыми им данными и сведениями. Полномасштаб-эе развитие управленческих информационных систем связано с созданием быстро-еиствующих компьютеров и их сетей; потенциал этого направления только предстоит раскрыть.
Во многих современных организациях имеются отделы, состоящие из специалис-ю научным принципам управления, которые решают всевозможные, допускаю-
ie применение количественного анализа задачи. Когда для минимизации издержек Ранения запасов в сети универмагов Sears используются компьютерные модели, это
'ачает, что торговая компания применяет количественный подход к менеджменту. 'Налогичное утверждение справедливо и в отношении компании А Т&Т, в которой
Целью ускорения разработки новых систем связи было внедрено сетевое планирование.
Часть 1. Введение в менеджмент
|
|
Глава 2. Исторический обзор
Многие организации весьма эффективно используют такой специфический метод менеджмента, как теория массового обслуживания, предполагающий использование математического аппарата для минимизации времени ожидания клиентов в очередях. Она применялась, например, для анализа движения автотранспорта через туннель Линкольна в Нью-Йорке, расчета числа пунктов оплаты проезда на платных дорогах. На основе этой теории была создана система единой очереди ко всем кассирам, широко применяемая в банках. В больнице Wesley Long Community Hospital (штат Северная Каролина, США) с помощью теории массового обслуживания был проведен анализ измерительного оборудования, применяемого в беспроводных мониторах сердечной активности, что позволило приобрести ровно столько измерительных систем, сколько необходимо для контроля за пациентами, не потратив ни единого лишнего цента из весьма ограниченного бюджета8.