Древнерусское изобразительное искусство тесно связано с храмовым строительством, ведь стены храмов украшались фресками, мозаиками, иконами.
Фреска – техника живописи красками (на чистой или известковой воде) по свежей, сырой штукатурке, которая при высыхании образует тончайшую прозрачную плёнку, закрепляющую краски и делающую фреску долговечной. Изображались евангельские сцены, лики святых, иногда князя и его детей (Ярослав Мудрый). Сохранились фрагменты фресок Софийского собора в Киеве.
Мозаика – изображение набиралось из кусочков стекловидного материала (смальты). Особого распространения на Руси не получила. В Софийском соборе в Киеве сохранилось изображение огромной фигуры Богоматери Оранты (молящейся).
Иконы впервые появились на Руси в X в., и были привезены греками из Византии. Самой почитаемой на Руси иконой была икона Владимирской Богоматери (с младенцем на руках), написанная на рубеже XI–XII вв. Впоследствии появились талантливые иконописцы: Алимпий, Олисей, Георгий и русские школы: новгородская, псковская, ярославская, киевская.
Появление письменности привело к возникновению книжной миниатюры – красочной иллюстрации (в «Остромировом Евангелии», «Изборнике Святослава»).
Вернуться к содержанию