Социология Западной Европы

Начало XIX века в Западной Европе знаменовалось бурным развитием производства. Частноепредпринимательство, погоня за высокими прибылями остро ставили вопрос о повышении производительности труда работников, о рациональном использовании рабочей силы в процессе производства материальных благ. Нужны были изыскания путей решения этих проблем. Естественные науки, хотя и находились в то время на высоком уровне развития, не могли дать ответа на эти вопросы. Не давали такого ответа философия, история и другие науки об обществе. В этих условиях все большее внимание стало обращаться на социологические теории, ближе других стоящие к социальному поведению человека, его деятельности, в том числе и в производственных коллективах.

На эти поставленные общественной практикой вопросы дал ответ французский мыслитель Огюст Конт (1798 - 1857). Свою теорию он назвал социологией. Это слово было введено в научный оборот в его работе "Курс позитивной философии" (1842 г.). Конт противопоставил умозрительной философии истории эмпирический метод изучения социальных законов. Это была апелляция к положительному (позитивному) знанию, получаемому в ходе конкретных исследований жизни и деятельности людей. Находясь под воздействием крупных успехов в естественных науках того времени, Конт рассматривал человеческое общество в значительной мере механистически. Он полагал, что общественный организм развивается по тем же законам, что и природа. Поэтому, по его мнению, к изучению общества, социальных систем применимы законы механики и в целом методы общественных наук. Такой подход Конта критиковался другими мыслителями уже при его жизни. Кроме того, Конт не делал теоретических обобщений жизненных фактов, его изучение общества было разрозненным, отрицалась роль общей теории в социологии. И тем не менее заслуга О. Конта в развитии социальной мысли непреходяща. Он в полной мере является родоначальником социологии как специальной отрасли общественного знания, как науки.

6. Развитие социологии в США
В США социология изначально складывалась как университетская наука.
Первый в мире социологический факультет, присваивающий докторские степени, возник в 1892 г. в Чикагском университете. В США уже в 1910 г. в стране было проведено более 3 тыс. эмпирических исследований.
Главным предметом этих исследований было изучение процесса социализации людей, большинство из которых были мигрантами из Европы, к новым социальным условиям.
Другим предметом эмпирических социологических исследований в США были проблемы труда и управления.
В странах США и Западной Европы были проведены Хоторнские эксперименты. В результате проведения этих исследований было установлено, что главное влияние на производительность труда оказывают психологические и социально-психологические условия трудового процесса. На основе Хоторнских экспериментов социологами была разработана доктрина «человеческих отношений». В рамках этой доктрины были сформулированы следующие принципы:
1) человек – социальное существо, ориентированное на окружающих и включенное в контекст группового взаимодействия;
2) жесткая иерархия и бюрократическая организация противоестественны природе человека;
3) для повышения производительности труда необходима прежде всего ориентация на удовлетворение потребностей людей;
4) индивидуальное вознаграждение должно быть подкреплено благоприятными моральными стимулами.
Самой известной социологической школой стала чикагская школа, возникшая на базе первого в США департамента социологии, организованного с момента создания нового университета в Чикаго. Основателем и первым деканом факультета социологии Чикагского университета был АлбионСмолл (1854–1926 гг.). Другим «отцом» американской социологии стал Уильям ГрэмСамнер (1840–1910 гг.).
Социальная дистанция – это показатель степени близости или отчужденности индивидов или социальных групп. Другим достижением этих исследований стала разработка концепции маргинальности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: