Ширина колеи более 1548 мм не допускается

Величина отжатия рельса при его горизонтальном изгибе под действием поперечных боковых сил зависит от величины этих сил, типа рельса и шпал. Она может быть определена по приближенной формуле, рекомендованной О.П. Ершковым еизг = YБ / ж ,

где YБ - боковая сила, кН.

ж - боковая жесткость головки рельса, кН/м.

При нормальном состоянии шпал и скреплений КД и КБ боковая жесткость по головки рельса по данным О.П. Ершкова может достигать

Тип рельса Р43 Р50 Р65 Р75

Жесткость по головке ж , кН/мм 12 / - 16 / 18 18 / 22 - / 25

При изношенных шпалах величина боковой жесткости снижается на 25%, а при сильно изношенных шпалах - на 50%, а значит отжатие рельса увеличивается до 10 - 12 мм, а это уже становится опасным для движения поездов.

Допускаемые упругие отжатия головки рельса в условиях:

Нормальной эксплуатации 3 - 4 мм,

при пропуске пачки поездов 4,1 - 5,0 мм,

При разовом пропуске поезда (при нагоне) 5,1 - 6,0 мм.

Жесткость рельса по подошве Сжп всегда оказывается больше, чем по головке Сжг. Величины этих жесткостей зависят от конструкции и состояния скреплений (табл.3.1)

Таблица 3.1.

Жесткости по головке Сжг и подошве Сжп рельсов Р65 при отсутствии вертикальной нагрузки, кН/ мм (по данным ВНИИЖТа)

Тип Толщина прокладок, мм Жесткость, кН / мм
Скреп- лений Под рельсом Под подкладкой Сжг Сжп
КБ     17 – 23 37 - 58
ЖБ   - 8 – 12 25 - 40
ЖБР   - 6 – 10 -
БП     14 – 18 -
БП     11 – 15 -
ДО - - 16 – 22 32 - 48

Сопротивляемость рельсовой нити поперек колеи зависит от вертикальной нагрузки на головку рельса (рис.)

Процесс провала колеса внутрь колеи начинается с отжатия гребнем колеса одного из рельсов наружу колеи. Э то может происходить на длине от одного до нескольких метров. Когда ширина колеи достигнет критической величины другое колесо начинает проваливаться внутрь колеи, отжимая рельс наружу. При этом на рабочей грани остаются хорошо заметные задиры металла, которые являются яркой отметкой начала провала колеса. Это должно быть отражено с привязкой к пикетажу в акте расследования причин схода.

Примеры сходов. На Читинском отделении Забайкальской дороги 3.02.01 г. произошел сход из-за уширения колеи и провала первой колесной пары третьего вагона почтово-багажного поезда Разрушено 33 м пути, перерыв движения - 5 часов. Причиной уширения колеи был выход рельса из реборд подкладок на 13 шпалах подряд с отжимом костылей и рельса внутренней нити из-за напрессовки снега и песка под подошвой рельса.

На Волховстроевском отделении Октябрьской дороги 17.03 2000 г. произошел сход двух хвостовых пассажирских вагонов при скорости 60 км/ч. Причиной схода явилось нарушении технологии ремонта пути при устранении неисправности IV степени: шпалы не затесывались. Изношенные подкладки и костыли не заменялись, карточки были уложены наслоением до 5 штук на 5 шпалах подряд без устройства соответствующего отвода и добивкой костылей на примыкающих участках в обе стороны. В результате этого при проходе пассажирского поезда из-за выхода рельса из реборд подкладок и последующего его отжатия произошел провал колес внутрь колеи и сход двух вагонов с рельсов, к счастью без жертв.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: