Ответ: Термин "социология"- производное от двух слов: лат. societas - общество и греч. logo - слово, понятие, учение. Следовательно, этимологически социология - это наука об обществе. Но это довольно абстрактное определение, поскольку общество в его различных аспектах изучается значительным количеством гуманитарных и социальных дисциплин. Для того, чтобы понять особенности социологии, социологического подхода к изучению общества, необходимо вычленить собственную область социологического исследования, а так же определить те методы, которыми социология оперирует. Для этого, прежде всего, следует провести строгое разграничение между объектом и предметом социологии.
Принято считать, что объектом социологического познания является вся совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальных. Социальное, с точки зрения Г.В.Осипова ,- это совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, интегрированных индивидами или общностями в процессе совместной деятельности в конкретных условиях, и проявляющееся в их отношении друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни. Социальное явление или процесс возникают тогда, когда поведение даже одного индивида оказывается под воздействием другого индивида или группы (общности) - независимо от того, присутствует ли при этом данный индивид или общность. Именно в процессе взаимодействия друг с другом индивиды оказывают воздействие друг на друга, способствуют тем самым тому, что каждый из них становится носителем и выразителем каких-либо социальных качеств. Таким образом, социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения и способ их организации являются объектами соц. исследования.
|
|
Предмет же социологии, поскольку он является результатом исследовательских действий, не может быть определен столь же однозначно. Понимание предмета социологии на протяжении всей истории существования этой науки менялось. Представители различных школ и направлений высказывали и высказывают различное понимание предмета социологии. И это естественно, т.к. предмет науки находится в тесной связи с исследовательской деятельностью ученых.
Огюст Конт (1798-1857) считается родоначальником социологии. В 30-е годы XIX века начал издавать 7 томный курс по позитивной философии. В ней он выделяет экономические, исторические, педагогические науки об обществе, но главной считает социологию, которая:
-- изучает общество в системе (от семьи до государства);
-- считает, что изучение функций предприятий, власти, судов и находит такие способы их работы, которые обеспечивают с одной стороны порядок, с другой прогресс;
|
|
-- должна изучать формы, способы организации не только производств, но и торговли, сбыта на предприятии, т.е. он выделяет организации, организационные методы в особую науку.
О.Конт поддерживал и развивал именно такой подход к обществу и его развитию. Он поставил и решал проблему функционирования и развития общества целостного социального организма. Согласно его взглядам, общество определяет развитие и деятельность всех составляющих его субъектов, будь то личность, сословие или класс, упоминания о которых часто встречаются у него в работах.
Основоположник социологии фр. мыслитель О.Конт считал, что социология - это позитивная наука об обществе. Э.Дюркгейм называл предметом социологии социальные факты. При этом социальное означает коллективное. Поэтому предметом социологии, по его мнению, является коллективное во всех его проявлениях.
С точки зрения М.Вебера, социология - это наука о социальном поведении, которое она стремиться понять и истолковать. Социальное поведение, по М.Веберу, это отношение человека, иначе говоря, внутренне или внешне проявляемая позиция, ориентированная на поступок или воздержание от него. Это отношение является поведением, когда субъект связывает его с определением смыслом. Поведение считается социальным, когда по смыслу, который ему придает субъект, оно соотнесено с поведением других индивидов.
В марксизме предметом соц.исследования является научное изучение общества как социальной системы и составляющих его структурных элементов - личностей, социальных общностей, социальных институтов. Широкое распространение в нашей отечественной литературе имеет следующее определение социологии. Социология - это наука об обществе как социальной системе в целом, функционировании и развитии этой системы через ее составные элементы: личности, социальные общности, институты
Современная социология - это самостоятельная наука об обществе как целостной социальной системе, ее подсистемах и отдельных элементах. Любое общественное явление предстает как элемент социальной системы, каковой выступает общество. В рамках этой системы анализируются все социальные процессы и явления, взятые в их взаимодействии.
У каждой науки существуют свои специфические методы познания. Социологические методы - различные способы и приемы подхода к социальной реальности, ее познания на теоретическом и эмпирическом уровнях, построения социологического знания. Социологические методы формировались и постоянно совершенствовались вместе с накоплением социологического знания и появлением новых направлений и школ в социологии. Такими являются социологические методы сравнительно-исторического анализа, структурного функционализма, системного анализа, феноменологического исследования и т.д. Что касается эмпирического социологического исследования, то здесь социологические методы конкретизируются в связи с определенной методикой, наблюдением, опросом, экспериментом, типологизацией, моделированием и т.д. При сборе первичных данных используют четыре основных метода, каждый из которых имеет по две основных разновидности:
-- Опрос (анкетирование и интервьюирование);
-- Анализ документов (качественный и количественный);
-- Наблюдение (невключенное и включенное);
-- Эксперимент (контролируемый и неконтролируемый).
Опрос - способы получения социальной информации о мнениях и мотивах людей, связанные с постановкой определенных вопросов респондентам (опрашиваемым). В зависимости от формы общения с респондентами различают письменную форму опроса (анкетирование) и устную (интервьюирование).
|
|
Существуют самые разнообразные методы анализа документов, однако наиболее распространенными, прочно утвердившимися в практике соц. исследований являются традиционный (классический) и формализованный (количественныйи формализованный ()й ()) однако наиболее распространенными, прочно утвердившимися в практике соц. осов респондентам ()за, фено). Под традиционным, классическим анализом понимается все многообразие умственных операций, направленных на интеграцию сведений, содержащихся в документе с определенной точки зрения, принятой исследователем в каждом конкретном случае. Фактически же это не что иное, как интерпретация содержания документа, его толкование. Однако этот тип анализа носит субъективный характер, т.к. у каждого человека (ученого) интерпретация одного и того же явления может быть разной Стремление преодолеть субъективность традиционного анализа породило разработку принципиально иного, формализованного (количественного) метода анализа документов, или контент-анализа. Контент-анализ - метод анализа содержания социологических документов, нацеленный на измерение ряда качественных и количественных характеристик текста и на анализ зависимостей между ними.
Наблюдение - сбор первичной специальной информации путем прямой и посредственной регистрации исследователем событий и условий, в которых они имеют место. Научное наблюдение отличается планомерностью, систематичностью, последующей проверкой результата. В социологической лит-ре можно встретить различные виды наблюдений: включенные (когда исследователь является участником событий) и невключенные, когда наблюдение осуществляется при невмешательстве исследователя в изучаемое событие.
Эксперимент -это общенаучный метод получения контролируемых и управляемых условиях нового знания. Эксперимент - метод получения социальной информации об объектах полевого исследования в целом, при искусственно созданных ("натуральных") условиях, когда специально моделируется определенный набор признаков или факторов объекта, что дает возможность манипулирования ими.