Виды воспитания классифицируются по принципу содержательного многообразия воспитательных целей и способов их достижения.
По институциональному признаку выделяют семейное, школьное, внешкольное, конфессиональное (религиозное), воспитание по месту жительства, а также воспитание в детских, юношеских организациях и в специализированных образовательных учреждениях (детских домах, школах-интернатах).
В условиях все большей включенности человека в динамизм современной общественной жизни возрастает роль семейного воспитания. Семейное воспитание - это организация жизнедеятельности ребенка в условиях семьи. Именно семья в течение первых шести-семи лет жизни ребенка формирует основы будущей личности. Семейное воспитание продуктивно, если оно осуществляется в атмосфере любви, взаимного понимания и уважения.
Семья в педагогике рассматривается как социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении каждого ее члена). Семья – это такое образование, которое охватывает человека целиком во всех его проявлениях. В семье могут формироваться все личностные качества.
|
|
Семейное воспитание – сложная система. На него влияют наследственность и биологическое здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживание семьи, отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.
Задачи семьи состоят в следующем:
Ø создать максимальные условия для роста и развития ребенка;
Ø обеспечить социально-экономическую и психологическую защиту ребенка;
Ø передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;
Ø научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;
Ø воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственной личности.
Принципы семейного воспитания:
Ø гуманность и милосердие к растущему человеку;
Ø вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников;
Ø открытость и доверительность отношений с детьми;
Ø последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);
Ø оказание посильной помощи ребенку, готовность отвечать на его вопросы.
Кроме вышеперечисленных принципов есть ряд частных, но не менее значимых для семейного воспитания правил. Все принципы, однако, сводятся к одной мысли: детям рады в семье не потому, что дети хорошие и с ними легко, а дети хорошие и с ними легко от того, что им рады.
|
|
Повышению педагогической культуры родителей служит семейная педагогика, которая является важнейшим разделом педагогической науки. Она способствует осознанному представлению родителями целей воспитания, разработке программы семейного воспитания, методов и организационных форм воспитательного процесса, принятию педагогически правильных решений в сложной ситуации.
Содержание семейного воспитания охватывает все направления. В семье осуществляется физическое, эстетическое, трудовое, умственное и нравственное воспитание детей, видоизменяясь от возраста к возрасту.
Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Развитие интеллекта и творческих способностей, первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей – все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет задачи семейного воспитания. Именно родители – первые воспитатели – имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий.
Школьное воспитание - это организация учебной деятельности и жизни детей в условиях школы, а также внеучебная воспитательная работа, включающая в себя поддержание школьных традиций и праздников, организацию самоуправления. В данных условиях важное значение имеет личность учителя и позитивный характер общения с учениками, образовательно-воспитательная и психологическая атмосфера занятий и отдыха.
Внешкольное воспитание предполагает, что решение обозначенных задач осуществляется внешкольными образовательно-воспитательными учреждениями, организациями и обществами (центры развития, дома творчества детей, всевозможные общества типа юных натуралистов, экологов).
Конфессиональное воспитание реализуется посредством религиозных традиций и обрядов, приобщения к системе религиозных ценностей и конфессиональной культуре. Поскольку верующие люди составляют около 90% человечества, постольку роль религиозного или церковного воспитания очень велика.
Воспитание по месту жительства - это организация общественно- полезной деятельности детей и молодежи в районе проживания (оздоровительные лагеря, кружковая работа, спортивные соревнования и праздники, организованные родителями и педагогами).