В последней трети XVIII века пришло осознание необходимости в сведениях по торговле. В 1764 году купцы из Архангельска указали на недостатки в знании коммерческого искусства, а именно: арифметики и особенно дробных чисел, иностранных монет и весов, бухгалтерии, "штиля" писем, географии, иностранных языков, российских и иностранных прав, "до купечества принадлежащих".
В 1770 году разрабатывается проект Купеческой школы в Петербурге. Организацию Коммерческого училища взял на себя Прокофий Демидов, который выделил 205 тысяч рублей при условии открытия училища в Москве. В 1772 году императрица утвердила план Коммерческого воспитательного училища. Оно было рассчитано на 3 года, как дающее общеобразовательные и специальные знания в торговле, воспитание эстетических понятий, а также набожности, учтивости и благопристойности. В нем преподавали больше иностранцы, за более высокую плату.
Вся затея с училищем была в духе "просвещенного деспотизма", а расплачиваться за нее, то есть содержать училище, предлагали купцам. Но даже в составе учеников преобладали разночинцы, а купцов было не более 1/3. Мешали успехам коммерческого образования и училища, в частности, не "серость и косность" купцов и не "непонимание", а принципы, лежащие в основе образования. Образование было почти изолировано от купеческой среды, это не делало его необходимым. Образование не учитывало интересы купцов, а задумывалось как подготовка оплота монархии.