ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ИЗДЕЛИЙ РКТ
Производство и потребление продукции есть замкнутая система, поскольку первое служит для второго, а второе стимулирует существование первого.
Продукция может иметь материальную природу (вещества, материалы, устройства, машины и т.п.) и нематериальную, информационную (идеи, мысли, сюжеты, алгоритмы и т.п.)
В последнее время в печати появились публикации о CALS-технологии, точнее о концепции CALS, используемой при разработке конкурентоспособной продукции [1, 2].
Аббревиатура CALS первоначально расшифровывалась как Computer Aided Logistic Support, т. е. изначально концепция CALS была связана с логистикой. Логистику можно определить как философскую концепцию, утверждающую, что условием протекания любого процесса является обеспечение этого процесса необходимыми ресурсами. В настоящее время CALS расшифровывается как Continuous Acquisition and Life Cycle Support, что означает «обеспечение непрерывности поставок и жизненного цикла» или иными словами как Непрерывный Процесс Поддержания Жизненного Цикла, как самой продукции, так и системы ее воспроизводящей и потребляющей, т. е. CALS имеет самое непосредственное отношение к логистике.
|
|
CALS в настоящее время определяется как концепция и идеология информационной поддержки жизненного цикла продукции на всех его стадиях, основанная на использовании единого информационного пространства (интегрированной информационной среды). Концепция CALS, обеспечивающая единообразные способы информационного взаимодействия всех участников этого цикла: заказчиков продукции (включая государственные учреждения и ведомства), поставщиков (производителей) продукции, эксплуатационного и ремонтного персонала, реализована в форме международных стандартов, регламентирующих правила указанного взаимодействия преимущественно посредством электронного обмена данными.
Как следует из определения, термин CALS основан на понятии жизненного цикла изделия.
Жизненный цикл продукции – это период времени, в течение которого формируются:
· потребность в некоторой продукции, удовлетворяющей те или иные потребности конечного числа потенциальных потребителей в конкретных условиях потребления, согласных приобрести ее за прогнозируемую ими же цену;
· требования к свойствам продукции с их качественными и количественными параметрами;
· облик будущей продукции, соответствующий этим требованиям;
· технология ее производства с приемлемыми затратами в конкретных производственных условиях, обеспечивающими не только возврат вложенных в эту продукцию средств, но и прибыль, способствующую поддержанию (развитию) системы, воспроизводящую эту продукцию;
|
|
Осуществляются:
· оснащение средствами производства и обеспечение материалами и комплектующими изделиями;
· производство продукции;
· маркетинг и продажа произведенной продукции;
· собственно использование продукции в соответствии со служебным назначением;
· обслуживание продукции в процессе эксплуатации;
· утилизация использованной и невостребованной продукции.
Завершается жизненный цикл утилизацией использованной и невостребованной продукции. Этому этапу жизненного цикла в последние годы уделяется большое внимание в связи с проблемами экологической безопасности производственной деятельности человека, связанной с угрожающим природе планеты нарушением экологического равновесия. Если продукция – информация, то проблем утилизации не существует. Если продукция материальная, то проблемы с утилизацией есть. С этих позиций производство информации является наиболее безопасным с экологической точки зрения.
Все перечисленные этапы жизненного цикла с экономической точки зрения являются затратными, то есть требуют для своего осуществления вложения денежных средств. Возврат этих средств возможен в результате использования продукции в соответствии со служебным назначением (например, при использовании средств транспорта и связи). Сущность CALS-концепции не только в том, чтобы проследить формирование и обеспечить удовлетворение возникшей потребности до ее морального старения, но и в том, чтобы развивалась и совершенствовалась система создания продукции, удовлетворяющей непрерывно развивающиеся потребности в новой продукции.