Семейно-общинное воспитание у восточных славян. VII – IX вв.; первые школы в славянском мире (Русь, Болгария, Сербия, Моравия), роль Кирилла и Мефодия в их организации, в создании старославянского письменного языка для церковного «книжного учения». Киевский период в истории отечественной школы и педагогики (X – XIII вв.). Влияние византийской образованности. Школы учения книжного. Содержание «Изборников…» энциклопедического характера. Берестяные грамоты. Библиотеки в княжеских дворцах, боярских домах, при монастырях и соборах.
Воспитание и обучение в Русском и Московском государстве XIV – XVIII вв. Педагогическая мысль в письменных памятниках XIV – XVI вв.: «Пчела», «Домострой», «Послание Геннадия» и др. Школа, просвещение и педагогическая мысль на Украине и в Белоруссии. Братские школы.
Русские просветители и педагогические мыслители: Иван Федоров, Федор Ртищев, Василий Бурцов, Симеон Полоцкий, Епифаний Славинецкий, Сильвестр Медведев, Карион Истомин, Аввакум и др. Их труды и идеи по организации школьного дела на Руси. Славяно-греко-латинская академия.
Тема 6. Школа и педагогика в странах Западной Европы и Северной Америке (середина XVII – конец XVIII вв.).
Нидерландская революция (1566–1609), Английская революция (1640–1660), война за независимость США (1777–1783), Французская революция (1789–1794) – исторические точки отсчета возникновения и развития новой педагогики и школы в XVII–XVIII вв. Тенденции развития и новые типы учебных заведений. Акцентирование учебных предметов реального цикла. Главные виды полного общего образования: городская (латинская) школа и гимназия (Германия), грамматическая школа (Англия и США), колледж (Франция).
Педагогическая мысль Нового времени: Вольфганг Ратке, Рене Декарт, Ян Амос Коменский, Бенджамин Франклин, Томас Пейн, Джон Локк, Дени Дидро, Франсуа Вольтер, Жан-Жак Руссо, И.Б. Базедов и др.
Педагогические идеи и школьные проекты Французской революции.