Славянофилы и западники

В 40-е годы XIX века в среде русского дворянства сложились два идейных течения: славянофильство и западничество. Идеологи первого направления – И. В. Киреевский, А. С. Хомяков, Ю. Ф. Самарин, братья К. С. И И.С.Аксаковы – признавали наличие универсальных для всех народов закономерностей развития и выдвинули концепцию, ядром которой являлось утверждение об особых началах, присущих каждому народу и где они отстаивали историческую самобытность России, противопоставляя ее Западной Европе. Западничество развивалось в трудах и высказываниях историков Т.Н. Грановского, К.Д. Кавелина, писателей и публицистов В.П.Боткина, П. В. Анненкова, И. И. Панаева, В.Ф. Корша, и отчасти А.И. Герцена и В.Г. Белинского. Западники стояли на позиции, что каждый «отставший» народ должен повторить путь и все фазы развития «ушедших вперед» народов. Эталоном цивилизации они считали западноевропейский тип и резко критиковали славянофилов за их призыв к допетровским порядкам и противопоставление путей России и Запада.

Поднятые в дискуссии между славянофилами и западниками вопросы не потеряли своей актуальности. Особо актуально их мысль звучит в настоящее время в связи с углублением глобализации, как характерной особенности современной эпохи, отрицательными последствиями которой являются стандартизация и унификация, осуществляемые при потери национального своеобразия; появление слепого копирования чужой культуры, о чем предупреждали П.Я.Чаадаев и А.С.Хомяков.

Базовые положения дискуссии славянофилов и западников, оказавшие влияние на становление культурологии.

Катализатором дискуссии послужило «Первое философической письмо» П.Я, Чаадаева, содержащее размышления о вторичности и незначительности исторического пути России, которое, как и весь трактат “Философического письма”, поставило проблему, ставшую центральной для славянофилов — проблему развития России в ее отношении к 3ападной Европе. Как известно, одним из первых намеревался высказать свое несогласие с Чаадаевым Пушкин. Не соглашаясь с ним в оценке прошлого, поэт солидаризировался с ним в критике настоящего. В диалог с Чаадаевым вступили и славянофилы. Общей для Чаадаева и славянофилов стала идея специфического пути развития России, великой миссии России.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: