Одной из задач, помимо выявления самих качеств интеллектуальности и ведущих факторов, стояла задача установления, какому полу в основном приписываются эти качества, т- е. личность мужчины или женщины является образцом, эталоном умного человека. Потребность в эмпирической проверке распространенного представления о преимуществах Мужского интеллекта возникла в связи с тенденцией феминизации в российском обществе, и в силу длительное время Декларируемого при социализме равноправия мужчин и Женщин.
Для того, чтобы выяснить различия между мужской и женской интеллектуальностью, мы воспользовались процедурой сравнения значений Т-теста для парных выборок.
126 ________________________________ И Л. Смирнова
Таблица 2 Сравнение мужской и женской интеллектуальности | |||
Женская интеллектуальность | Мужская интеллектуальность | ||
Со циа льно-этнческнй | 4.32а | Социальная компетентность | 4.20а |
Социальная компетентность | 4.27а | Культура мышления | 4.17ab |
Культура мышления | 4.25а | Социально-этический | 4.17ab |
Опытность | 3.96Ь | Опытность | 4,07b |
Самоорганизация | 3.82Ь | Самоорганизация | 3.98b |
p<0.001 | p<0.005 |
Наиболее важными качествами как мужской, так и женской интеллектуальности явились три измерения: социально-этический, социальная компетентность и культура мышления, которые значимо отличались от двух других (см. таблицу 2), причем на уровне факторной структуры не обнаружено различий между мужской и женской интеллектуальностью. По видимому это отсутствие различий связано с тем, что факторная структура отражает более общие, универсальные представления об интеллектуальности.
|
|
Наши результаты также отличаются от результатов, полученных в финском исследовании (см. таблицу 3), в котором главным качеством мужской интеллектуальности стало умение решать проблемы, а женской — умение решать проблемы, настойчивость социальных умений и неоперативность. Таким образом, когнитивный компонент является ведущим в представлениях об интеллектуальности среди финнов. В нашем исследовании когнитивный компонент занял последнее место, уступив главные позиции социальному фактору.
Таблица 3
Сравнение мужской и женской интеллектуальности (финская выборка; p<0.05)
Женская интеллектуальность | Мужская интеллектуальность | ||
Навыки решения проблем | 4.2а | Навыки решения проблем | 4.2а |
Настойчивость социальных умений | 4.2а | Софистика | 4.0b |
Кооперативные социальные умения | 4. lab | Благоразумие | 3.9, |
Софистика | 4.0b | Настойчивость социальных умений | 3.9b |
Благоразумие | 3.8с | Кооперативные социальные умения | 3.8b __ |
Образ умного человека российское исследование ________________________ 127
|
|
Поскольку на уровне факторной структуры не было обнаружено различий между мужской и женской интеллектуальностью, мы проделали сравнение между двумя этими показателями с помощью точного критерия Фишера. Результаты представлены в таблице 4.
Таблица 4
Дескрипторы, значимо различающиеся в мужской и женской интеллектуальности
Значимые показатели | Представления | p< |
Добрый | жж>жм | 0.02 |
Признает ценность других | ||
людей | жж>жм | 0.02 |
Мудрый | жж>жм | 0.03 |
Критичный | жж>жм | 0.008 |
Хорошо действует в сложной | мм>мж | 0.009 |
ситуации | мм>жм | 0.004 |
Много читает | жж>мж | 0.03 |
Интересный собеседник | мм>жм | 0.046 |
Хорошо говорит | мм>жм | 0.04 |
Обозначения:
ЖЖ — представления женщин об умной женщине; ЖМ — представления женщин об умном мужчине; ММ — представления мужчин об умном мужчине; МЖ — представления мужчин об умной женщине.
В таблице представлены те показатели (8 из 60), в которых отмечены значимые различия: 1) в представлениях женщин об умной женщине и умном мужчине; 2) в представлениях мужчин об умном мужчине и умной женщине; 3) в представлениях мужчин и женщин об умном мужчине и 4) в представлениях мужчин и женщин об умной женщине.
Из таблицы видно, что умная женщина в глазах женщины выглядит более доброй, признающей ценность других людей, мудрой и критичной по сравнению с ее представлениями об умном мужчине.
Для мужчины главным признаком, отличающим его представления об умном мужчине от его представлений об умной женщины, стал признак успешности действия в сложной ситуации.
Среди 60 характеристик интеллектуальности мы обнаружили только три показателя, которые статистически значимо Дифференцируют представления мужчин и женщин об умном
128 _____________________________________________________ Я Л Смирнова
мужчине: это успешноси действия в сложной ситуации и два вербальных признака (хорошо говорит, интересный собеседник), а также только один показатель в представлениях об умной женщине (много читает).
Полученные дааные, по видимому, отражают сложившиеся половые стереотипы, согласно которым когнитивный признак является главным признаком мужской интеллектуальности, а социальный — женской [4].
Как видно из представленных результатов, мы обнаружили чрезвычайно мало различий между мужской и женской интеллектуальностью. Можно сделать предположение, что интеллектуальность традиционно выглядит как маскулинное качество (что подтверждается в нашем исследовании преимущественным выбором мужчин), и тогда женщине, чтобы стать интеллектуальной, необходимо присвоить себе эти аттрибуты мужской интеллектуальности. Данный вывод согласуется с представлениями, существующими в научных теориях и тестах о прототипе умного человека, которым является мужчина [14, 20].
Вместе с тем, сопоставление этих данных с предыдущим результатом, согласно которому ведущим в российском менталитете, по крайней мере, для нашей выборки, является социальный фактор, ставит специальную проблему, поскольку оказывается, что характеристики ментальности создают составляющие женского, а не мужского (когнитивного), ума. Другими словами, в обыденном сознании умный человек отчетливо ассоциируется с мужчиной, которому присущи черты женского (социального) ума. Данное наблюдение требует уже специального социально-психологического или даже полусоциологического исследования.
В заключение следует отметить, что выявленные имплицитные концепции интеллекта отличаются преобладанием в них морально-этического компонента, что является характерным для российского менталитета. Включение в обыденные теории интеллектуальности морально-этического компонета, и более широко, социальных, компонентов, делает эти теории более объемными, общими, чем научные теории интеллекта. Полученные нами представления обнаруживают сходство с общим теоретическим положением личностного подхода, согласно которому, интеллект является не отдельной функцией, а неразрывно связан с личностью как целым.
|
|
Проведенное исследование позволяет сформулировать следующие выводы.
Образ умного человека: российское исследование ________________________ 129
1. В общую теорию социальных представ лений, которые являются одной из образующих социального мышления, входят имплицитные концепции интеллекта или обыденные представления об умном человеке реальных личностей. Наши результаты показывают, что обыденные концепции интеллектуальности у россиян носят относительно универсальный характер, а также имеют определенные культуральные особенности.
2. Для российской выборки (в целом) характерно преобладание социальных компонентов в представлениях об интеллектуальной личности и акцент на морально-этических характеристиках интеллекта. Этот результат во многом согласуется с данными, полученными на японской выборке, и расходится с результатами в американском и финском исследованиях, где показана ведущая роль когнитивного компонента,
3. При выяснении прототипа мужской и женской интеллектуальности отмечено наличие определенных половых стереотипов, а именно: наиболее важным признаком мужской интеллектуальности является когнитивно-рациональное измерение, а женской — социально-эмоциональное.
4. На роль интеллектуальной личности выбирается мужчина. Представления об интеллектуальной личности достаточно полно формируются к 16 годам.
Литература
1- Абульханова-Славская К. А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования. // Психол. журн. 1994. Т. 15. №4. С. 39-55.
2. Московичи С. Социальное представление: Исторический взгляд. // Психол. журн. 1995. Т. 16. № 2. С. 3-14.
3. Чупина Г. А., Суровцева Е. В. Современное цивилизованное мышление и российский менталитет // Социально-политический журнал. 1994. № 9-10.
|
|
4. AzuMia, Н. & Kashiwagi, К. Descriptors for an intelligent person: A Japanese study.// Japanese Psychological Research 1987, 29, 17—26.
5- Belk S., Snell W. Belief about women: Components and correlates, // Personality and social psychology. 1986. Bulletin 12. P. 403-413.
6. Broverman I., Vogel S., Broverman D., Clarkson P., Rosenkrants P. Sex-role stereotypes: a current appraisal. // Journal of Social Issues. 1972. V.28. P. 59-78.
'• Bruner J. S., Shapiro D., Tagiuri R. The meaning of traits in isolation and combination. // Personal perception and interpersonal behavior. Stanford. 1959.
5 - 2456
130 ИЛ Смирнова
8. Dasen Р. В., Dembele В., Ettien К., Kabran К., Kamagate D., Koffi К. A., N'guessan A. N'glouele, l'intelligence chez les Baoule. // Archives de Psychologie. 1985. V. 53. P. 293-324.
9. Dasen, P. R. & Shurmans, M-N. The influence of acculturation on the social representations of intelligence. // Paper presented at 2nd European Congress of Psychology, 8—2 July, 1991, Budapest.
10. Fitzgerald, J. & Mellor, S. How do people think about intelligence? //Multivariate Behavioral Research 1988, 23, 143-157.
11. Fry P. S. (ed.) Changing concepts of intelligence and intellectual functioning: current theory and research. // International Journal of Psychology, 1984, 19 (special issue).
12. Fujiki S., Hansen J. S., Cheng A., Ya-Mei Lee. Psychiatric-mental health nursing of asian and pasific aniericans. // Mental health and people of color. Curriculum development and change, ed. by
J. С. Chunn et al. Howard University-14-Press, Washington, D. C, 1983, p. 377-403.
13. Goodnow J. J. On being judged 4ntelligent'. // International Journal of Psychology. 1984. V.19. P. 391-406.
14. Gould S. J. The mismeasur of man. N. Y. 1981.
15. Moscovici, S. The phenomenon of social representations. // R. M. Farr & S. Moscovici (eds.), Social representations. Cambridge: Cambridge University Press, 1984.
16. Mugny G., Carugati F. Social representations of intelligence. Cambridge: Cambridge University Press, 1989.
17. Neisser U. The concept of intelligence. Intelligence, 1979, 3, 217-28.
18. Raty H., Snellman L., Does gender make any difference? Common-sense conceptions of intelligence. // Social behavior and personality, 1992. V. 20(1). P. 23-34.
19. Raty H., Snellman L., Vornanen A, Public Views on Intelligence: A Finish Study. // Psychological Report. 1993. № 72. P. 59-65.
20. Rust J., Golombok S. Modern psychometrics. London. 1989.
21. Semin G. R. On the relationships between representations of theories in psychology and ordinary language. // W. Doise and
S. Moscovici (eds). Current Issues in European Social Psychology. Cambridge: Cambridge University Press, 1987.
22. Sternberg, R-, Conway, В., Ketron, J., Bernstein, M. People's conceptions of intelligence. // Journal of Personality and Social Psychology 1981, 41, 37-55.
23. Vornanen A. The finnish prototype of intelligence person. Poster-presentation at the 25th International Congress of Psychology, Brussels, 19-24 July, 1992.
24. Wong N., Lu F. G., Shon S. P., Gaw A. C. Asian and pasific anieri-can patient issues in psychiatric residency training programs. // Mental health and people of color. Curriculum development and change. Ed. by J. С. Chunn et al. Howard University Press, Washington, D. C, 1983, p. 239-265.
ПРАВДА И ЛОЖЬ В РОССИЙСКОМ САМОСОЗНАНИИ
В. В. Знаков
В последнее время в России я далеко за ее пределами наблюдается резкое возрастание интереса ученых и публицистов к нашему социальному и культурному наследию, духовной традиции россиян. При этом в большинстве устных выступлений и публикаций духовная традиция понимается не в узком смысле (как категория религиозного сознания), а в широком — как имеющая отношение к умственной деятельности, области духа.
Духовную сферу личности нельзя рассматривать только через призму интеллектуальной, умственной деятельности человека. Духовность субъекта можно понять только в контексте культуры и мироздания, потому что духовная сфера жизни человека включает в себя как бесконечное разнообразие его связей и отношений с другими людьми, так и попытки осознания своего места и роли в универсуме — в человеческом мире и за его пределами.
Одним из существенных элементов духовной традиции является психологический склад ума русского народа, т. е. те черты характера, которые иностранцы и сами жители России подмечали у многих поколений россиян. Наиболее типичными среди них являются стремление к правде и отношение ко лжи.
Цель статьи — кратко проанализировать психологическое содержание правды и лжи как компонентов российского самосознания и проиллюстрировать результаты анализа данными экспериментальной психологии понимания.
@ @ ®
Слово «правда» занимает в самосознании россиян особое место, свидетельств тому в отечественной истории более, чем Достаточно — от названия первого свода законов Киевской Руси до названия известной политической газеты.
В русской философии в отличие от понятия истины правда wo — категория, выражающая мировоззрение человека. Истина Представляет собой только общезначимую обезличенную констатацию соответствия высказывания действительности. Правда
132 ________________________________________________________ В В Знаков
понималась российскими мыслителями, кроме того, еще и как понятие, основанное на традиции, вере, представлении о справедливости в отношениях между людьми. Не случайно, Н. А. Бердяев различал «правду-истину» и «правду-справедливость» [2].
Как свидетельствует отечественная история, стремление к правде (но не к истине) является отличительной чертой русского национального характера. Ф. М. Достоевский неоднократно отмечал, что когда русский человек вынужден выбирать между истиной и справедливостью, то он скорее предпочтет ложь, чем несправедливость. Например, один из героев «Преступления и наказания» говорит: «...вранье всегда простить можно; вранье дело милое, потому что к правде ведет» [4, с. 126]. А от рассуждений о том, что «вранье дело милое», уже только один шаг до признания того, что ложь иногда полезна и морально оправдана.
Россияне всегда снисходительно относились к такой лжи, которая не задевает личных интересов собеседника и не оскорбляет его. Более того, немного приврать в разговоре нередко считается стремлением проявить любезность, желанием установить добрые отношения. Для проверки обоснованности этого утверждения достаточно почитать серию очерков А. Ф. Писемского «Русские лгуны» [14].
У Достоевского тоже есть статья, и довольно насмешливая, под названием «Нечто о вранье». В ней он писал: «С недавнего времени меня вдруг осенила мысль, что у нас в России, в классах интеллигентных, даже совсем и не может быть нелгущего человека. Это именно потому, что у нас могут лгать даже совершенно честные люди. Я убежден, что в других нациях, в огромном большинстве, лгут только одни негодяи; лгут из практической выгоды, то есть прямо с преступными целями. Ну а у нас могут лгать совершенно даром самые почтенные люди и с самыми почтенными целями. У нас, в огромном большинстве, лгут из гостеприимства. Хочется произвесть эстетическое впечатление в слушателе, доставить удовольствие, ну и лгут, даже, так сказать, жертвуя собою слушателю. Пусть припомнит кто угодно — не случалось ли ему раз двадцать прибавить, например, число верст, которое проскакали в час времени везшие его тогда-то лошади, если только это нужно было для усиления радостного впечатления в слушателе. И не обрадовался ли действительно слушатель до того, что тотчас же стал уверять вас об одной знакомой ему тройке, которая на пари обогнала железную дорогу» [3].
Правда и ложь в российском самосознании _____________________________ 133
@ @ @
Не только в прошлом, но и сегодня среди россиян широко распространенным является мнение о моральной допустимости «лжи во спасение». Это утверждение подтверждается данными современной психологии понимания.
Эксперименты, проведенные на разных российских выборках, выявили феномен «нравственной лжи». Одно из его конкретных проявлений состоит в том, что статистически значимое большинство испытуемых согласны дать ложные показания в суде ради спасения невиновного обвиняемого. Они считают, что если закон настолько несовершенен, что допускает возможность осуждения невиновного, то ложные показания в суде во имя спасения чести невиновного в психологическом смысле перестают быть ложью.
Нет ничего удивительного в том, что указанный психологический феномен типичен для российского массового сознания: он порожден социально-экономическими условиями общества, в котором мы живем. Такую точку зрения высказывали и участники проведенных экспериментов. Они так объясняли свою позицию: «Ложь во имя спасения невинного. Это возможно только у нас в стране, так как здесь почти никогда не докапываются до истины, а всегда гонятся только за показателями. У нас просто нет других путей доказательства невиновности».
Существуют общечеловеческие причины и мотивы лжи: люди нередко используют ложь в инструментальных целях, то есть для достижения личной выгоды, избежания наказания, повышения своей значимости в глазах окружающих и т. д. [23]. Однако статистический анализ позволяет утверждать, что для большинства россиян все же более характерна не инструментальная ложь, а нравственная. Она построена по принципу *лжи во спасение». Причем любопытно, что согласно статистическим критериям такая ложь в большей степени присуща женщинам, чем мужчинам [7].
Вместе с тем исследования показали, что нравственная ложь не связывается в сознании россиян с такими чертами собственной личности, как лживость и нечестность. Напротив, подобная ложь понимается субъектом как атрибут честности, необходимое условие справедливого отношения к людям, по-павщим в беду. Иногда такое понимание честности приводит Даже к парадоксам, не замечаемым субъектом логическим противоречиям в объяснении причин собственных поступков.
134 ________________________________________________________ В В. Знаков
Например, к искреннему убеждению: «Я всегда говорю правду, даже если для этого приходится врать».
Эксперименты еще раз указали на очевидную истину: люди по-разному понимают психологическое содержание правды и лжи в межличностных отношениях и сообщениях средств массовой информации. В частности, основанное на чувстве справедливости самооправдание лжесвидетельства способствует вытеснению на задний план сознания истинностной составляющей свидетельских показаний. В результате явная ложь так трансформируется в психике субъекта, что понимается им как благородная правда.
И надо сказать, что для подобного понимания правды и лжи в российском самосознании есть серьезные историко-культурные и научно-теоретические основания. Прежде всего эти основания следует искать в русской религиозной и нравственной философии.
Например, И. А. Ильин различал неправду как «неверное слово об эмпирической действительности» и ложь как несоответствие высказываний человека его духовным состояниям, противоречие слова высшим духовно-религиозным целям человеческого существования. В «Аксиомах религиозного опыта», в главе «О лжи и предательстве», он писал: «Люди, окружающие тяжело больного, во главе с врачом, нередко скрывают от него правду и произносят заведомую неправду, но не становятся от этого лжецами» [8, с. 325].
Учитывая, что действительность слишком сложна, глубока и изменчива, чтобы ее можно было познать в полной мере, русский мыслитель утверждает: «Нет и не может быть такого морального правила: «говори всегда всю правду» (там же). Далее с присущей ему интеллектуальной решительностью он заявляет: «Нельзя даже установить такое правило: «никогда не говори неправды»; ибо жизнь знает случаи, когда по соображениям любви, сострадания, духовного такта, воспитания или спасения чужой жизни необходимо бывает сказать неправду или умолчать правду» (там же).
Обсуждая проблемы понимания правды и лжи, нельзя не отметить огромного вклада в их решение, сделанного В. С. Соловьевым. Полемизируя с Кантом, он разработал трехкомпо-нентную структуру правды [16].
Как известно, Кант не допускал никаких исключений из правила «не лги». В статье «О мнимом праве лгать из человеколюбия» он говорит, что даже в том случае, когда убийца
Правда и ложь в российском самосознании ______________________________ 135
спрашивает, в вашем ли доме находится ваш друг, которого он хочет убить, правдивый человек обязан сказать правду [9].
Для Канта проблема правды имела преимущественно морально-правовой характер. Это значит, что истоки высказывания и понимания правды он искал не в психологии субъекта, а в обязанностях гражданина перед обществом, в рациональном осознании и принятии априорных моральных норм.
Соловьев пошел дальше Канта и глубже проанализировал понятийное содержание правды. Русский ученый ввел различие между правдой реальной, формальной и идеальной. Он употреблял эти понятия для словесного выражения того, что есть, что может быть и что должно быть с точки зрения нравственности.
Выделение трехкомпонентной структуры обсуждаемого феномена позволило Соловьеву не только содержательно расширить и углубить понятие правды. Использование вместо одного значения категории правды трех различных по смысловым оттенкам понятий дало ему возможность снять противоречие между кантовским пониманием лжи как безусловной противоположности правде и нравственным долгом человека с помощью фактически ложной речи спасти друга, которого ищет убийца.
По Соловьеву, те, кто настаивает на безусловном соблюдении правила «не лги», сами впадают в фальшь, потому что ограничивают значение правды ее реальной, фактической стороной. А ложь противоположна правде в полном смысле слова только в тех случаях, когда под ложью имеют в виду противоречие не только правде реальной и формальной. Главным для определения лжи как субъективно-психологического состояния оказывается ее противоречие идеальной правде, нравственной, то есть тому, что должно быть в соответствии с принимаемыми человеком нормами морали.
В этом контексте не удивительно, что рассматривая кан-товский пример с убийцей, русский философ приходит к прямо противоположному решению моральной дилеммы. Соловьев считает, что в такой ситуации человек с развитым нравственным сознанием просто обязан сказать неправду, чтобы «отвести глаза» преступнику.
Ведь вопрос убийцы нельзя рассматривать как акт простой Л1обознательности относительно фактического местонахождения его жертвы. Этот вопрос надо рассматривать как нераздельный Момент в целом ряде поступков, в совокупности составляющих Покушение на убийство. По Соловьеву, любое высказывание о
136 ________________________________________________________ В В Знаков
человеческих делах можно понимать как правдивое только тогда, когда оно отражает поступок в его действительной целостности и собственном, внутреннем смысле. А смысл вопроса убийцы в приведенном выше примере заключается ке в получении сведений, а в намерении убить человека.
Поняв преступный замысел, мы не имеем ни теоретического основания, ни морального права давать преступнику информацию о местонахождении разыскиваемого. Он пишет: «С этой единственно правдивой точки зрения вопрос убийцы значит только: помоги мне совершить убийство, и фактически точный ответ на него, отвлекаясь от действительного смысла вопроса и придавая ему вопреки очевидности какое-то отношение к истине, был бы прямо лжив — с теоретической стороны, а практически означал бы только исполнение этого преступного требования...» [16, с. 127].
Таким образом, поставив во главу угла понятие идеальной правды, В. С. Соловьев не пошел по проторенному пути акцентирования внимания читателей на анализе «приземленного» истинностного значения высказывания. Он придал понятию правды статус нравственного идеала, одного из коммуникативных проявлений возвышенной духовной природы человека. И в этом нет ничего удивительного, так как такое понимание обсуждаемого феномена полностью соответствует традиции русской культуры. Эта традиция отражена в толковых словарях, например: «Правда — идеал поведения, заключающийся в соответствии поступков требованиям морали, долга, в правильном понимании и выполнении этических принципов. Вообще жизненный идеал, справедливость, основанный на принципах справедливости порядок вещей» [18, с. 690]. Указанная традиция восходит к понятиям и представлениям наших предков, весьма распространенным в Древней Руси. Как отмечает А. И. Клибанов, «в обиходе общественного сознания всего феодального периода «Правда» служила эквивалентом нашему понятию «идеал». «Правдой» называлась верховная регулятивная идея для всех форм и проявлений общественной жизни, всей жизнедеятельности людей» [10, с. 218].
Итак, «правда» всегда принадлежала к миру идеальных, духовных ценностей русского народа. Однако такая общая констатация явления еще не означает научно-психологическо-го различения места и роли правды в духовной сфере российского самосознания в целом и духовном «Я» конкретного понимающего мир человека.
Правда и ложь в российском самосознании _____________________________ 137
Что касается правды как категории, относящейся к духовной сфере массового сознания, то ее исторические корни следует искать в соотношении «внешней» и «внутренней» правды (иначе говоря, правды «царства» и «земли»). Первая в народном сознании связывается преимущественно с ситуациями взаимодействия граждан с бездушной государственной властью, олицетворяемой чиновниками; вторая возникает в межличностном общении, индивидуальном и коллективном поведении, регулируемом православной христианской моралью.
В частности, Н. О. Лосский в книге «Характер русского народа» приводит мнение славянофила К. С. Аксакова: «Он утверждает, что русский народ резко отличает «землю» и государство. «Земля» есть община; она живет согласно внутренней нравственной правде, она предпочитает путь мира, согласный с учением Христа» [13, с. 275]. Далее Лосский поясняет мнение Аксакова: «Государство живет внешней правдой: оно создает внешние правила жизни и прибегает к принудительной силе. Преобладание внешней правды над внутренней есть путь развития Западной Европы, где государство возникло путем завоевания. Наоборот, в России государство возникло вследствие добровольного призвания «землею» варягов. Итак, согласно Аксакову, грязное дело борьбы со злом путем принуждения, т. е. средствами «внешней правды», самоотверженно берет на себя государь и государственная власть, а «земля» живет по-христиански, внутренней правдой» (там же).
Современные историки рассматривают эту проблему шире: с одной стороны, они привлекают большее число книг и рукописей отечественных авторов; с другой — пытаются интерпретировать понятия «внешней» и «внутренней» правды с помощью более близких нам терминов. Например, таким способом: «Исходя из сочинений Пересветова, а также его современников — Федора Карпова, Максима Грека, мы пользуемся как эквивалентами современных понятий «гражданское» и «политическое» устройство понятиями в первом случае «земля», а во втором — «царство». Указанное значение понятий «земля» и «Царство» дается в «Материалах для словаря древнерусского языка» И. И. Срезневского. «Земля» — это страна, народ, мир. «Цесарьствовати» означает властвовать, управлять, господствовать. Управлять кем, чем? Властвовать, господствовать НаД кем, над чем? Над «землею», страною, народом! Отсюда название главы «Правда «земли» и «царства» Ивана Пересве-това» [Ю, с. 218].
138 _______________________________________________________ В В Знаков
Российский народный вариант христианства всегда был и остается христианством земной правды: человек живет на Божьей земле, благословенной Христом и его апостолами. Согласно как древнерусским авторам [17], так и современным религиозным представлениям [1], средоточием души и духовности является сердце человека. Причем не в образном, метафорическом смысле, а в самом прямом — как вместилище духовно-нравственных идеалов, жизненных сил, движущей силы поведения и деятельности, Анализируя взгляды, Ивана Пере-светова, А. И. Клибанов пишет: «Понятия, о правде и сердце у Пересветова связаны. Сердце и есть Правда, стучащая в груди человека, потому и Правда осердечена: слезы и кровь «христианского рода», столпом уходящие в небо, вопия о Правде» [10, с. 235]. Однако «принимаемая, носимая в сердце и отстаиваемая Правда не понималась Пересветовым как творимая самим человеком. Это Правда, предлежащая человеку; человечная, она все-таки дана свыше — написана в Небесной книге» (там же, с. 237). Из многих сочинений древнерусской письменности известно, что в кризисных для рода человеческого условиях Правда уходит в небо, не переставая тем не менее светить земле. В русских духовных стихах это явление называется нетленной скрижалью Правды, небесной «Книгой Правды* («Голубиной книгой»).
Следовательно, духовность правды как компонента российского самосознания исторически неразрывно связана с религиозностью народа: верой в откровение, влияние на людей Святого Духа, способствующего «обожению» тварной природы человека.
@ @ @
Проблема духовности сегодня привлекает не только богословов, историков, культурологов, и философов, обсуждающих ее в основном в контексте анализа религиозных и историко-культурных корней российского и западного самосознания. Не меньший интерес она представляет и для психологии, особенно психологии понимания, в которой чрезвычайно актуальным является вопрос о выявлении психологической сущности духовного «Я» понимающего мир субъекта.
В наше время любому квалифицированному специалисту по психологии понимания ясно, что механизмы этого феномена невозможно описать только в когнитивных по своей сути категориях определений понимания, условий его возникновения, различных форм, а также способов репрезентации пони-
Правда и ложь в российском самосознании 139
маемого в психике понимающего [6]. Недостаточными оказываются и привлечение этических категорий, попытки «наведения мостов» между познавательной и нравственной сферами личности понимающего субъекта [5]. При психологическом анализе понимания у меня практически всегда возникало смутное ощущение, что за пределами анализа осталось что-то очень важное, составляющее вечно ускользающий глубинный смысл исследуемого феномена. Сегодня я думаю, что это ♦что-то» и есть проявление духовной сущности человека, не сводимой только к познанию и морали.
В отличие от интеллектуальных компонентов понимания, направленных во вне, на осмысление понимаемого объекта, его духовные составляющие отражают человеческие, личностные изменения, происходящие с субъектом во время акта понимания. Отличительный признак понимания как психического образования заключается в том, что для того чтобы что-либо понять, мы всегда должны соотнести понимаемое с нашими представлениями о должном. Понятое знание о мире обязательно включает представление понимающего субъекта о том, каким должен быть мир. Понимание в этом смысле и есть процесс и результат сопоставления существующего с должным. Понимание — это всегда сопоставление понимаемого с ценностными представлениями понимающего субъекта, с принимаемыми им социальными, групповыми, моральными и другими нормами поведения. Если то, что человеку необходимо понять, расходится с тем, что он ожидает в соответствии со своими представлениями о долженствовании в социальном мире, то у него возникают трудности с пониманием ситуации.
Формирование духовных состояний во время понимания происходит именно в результате интеллектуальных и нравственных усилий субъекта, направленных на устранение осознаваемых им противоречий между реальными социальными ситуациями, требующими понимания, и нормативно-должными, идеальными. Психологические аспекты духовных состояний (не столь уж частых в жизни человека) неразрывно связаны с глубокими структурами личности, ценностными переживаниями и недостаточно осознаваемыми высшими ценностями. Духовность с трудом поддается рефлексии путем диалога меж-ДУ нашим познаваемым сущим, выраженным в самооценке наличного «Я», и познающим духовным сущим, «подсознательной духовностью» [22]. И если в бытии сознанию открывается познанное существующее, то пониманию — соотношение
140 ________________________________________________________ В. В. Знаков
существующего, наличного, с тем, что должно существовать. Причем не только во внешнем мире, но и в самом понимающем субъекте. Вследствие этого понимая мир, человек изменяет, творчески преобразует себя, из глубин обыденной жизни поднимается до духовных вершин бытия.
В современной психологии наблюдается постепенное перемещение проблемы духовности с периферии в центр исследовательских интересов. В многообразии современных подходов к проблеме [11, 12, 15, 19, 20, 21, 22] можно выделить четыре главных направления поиска психологической природы этого феномена.
Первое направление — поиски духовности в нерефлетируе-мых глубинах бессознательного «Я» человека, потому что «человеческая духовность не просто неосознанна, а неизбежно бессознательна. Действительно, дух оказывается нерефлектирую-щим сам себя, так как его ослепляет любое самонаблюдение, пытающееся схватить его в его зарождении, в его источнике» [22, с. 99]. На этом основано представление о том, что «Духовность — это основная глубинная Сила человеческой индивидуальности. Ее активность устремляет душевный мир к предельному состоянию эволюции — к Совершенству» [11, с. 125].
Второе направление исследований — рассмотрение духовности как принципа саморазвития и формирования личности, мировоззренческих и нравственных представлений человека, обращения к высшим ценностным инстанциям конструирования личности. «Духовность — это способность переводить универсум внешнего бытия во внутреннюю вселенную личности на этической основе, способность создавать тот внутренний мир, благодаря которому реализуется себетождественность человека, его свободы от жесткой зависимости перед постоянно меняющимися ситуациями» [12, с. 23]. В качестве способа постижения духовности предлагается диалог человека с сокровенными глубинами своей души, устремляющий его к добру, совершенствованию и способствующий тому, чтобы в земных созданиях услышать голос вечности [21].
Третье направление — поиски корней духовности не столько в самом человеке, особенностях его личности и склонности к рефлексии, сколько в продуктах его жизнедеятельности: объективации высших проявлений человеческого духа, творчества в памятниках старины, произведениях науки и искусства. С этой позиции дух представляет собой объективное явление, предполагающее, потенциально содержащее в себе ак-
Правда и ложь в российском, самосознании ____________________________ 141
хивность субъекта. Активность направлена на опредмечивание идей, формирование значений, определяющих семантическое поле культуры, духовный опыт человечества. В философском плане это научное направление опирается на представление об «объективном духе» (но не Боге) в том смысле, в котором употребляли это понятие Гегель и В. Дильтей. В отечественной психологии, хотя это может показаться странным на первый взгляд, сходные идеи развивал А. Н. Леонтьев.
Наконец четвертое направление имеет четко заданные границы: в нем духовное выступает только как божественное откровение: Бог есть дух, А жизнь духовная — это жизнь с Богом и в Боге. Все не связанное с Божеством — недуховное, мирское, плотское. Оно не представляет высшей духовной ценности. Несмотря на, казалось бы, узкие научные рамки этого подхода к изучению духовности, идеи, содержащиеся во многих теологических трудах, дают богатую пищу для размышлений не только религиозным людям, но и неверующим.
Возьмем, например, идущий от учения Григория Паламы тезис о том, что действие благодати, божественное откровение никогда не бывает спонтанным, «автоматическим». Оно всегда осуществляется через синергическое взаимодействие со встречными усилиями (молитвой) самого человека, направленными на соединение с Богом. Не правда ли, этот тезис очень напоминает размышления современных психологов о познавательной и созерцательной активности человека как субъекта бытия? Другая продуктивная аналогия — религиозное учение о трансцендентальном «Я», «внутреннем человеке». Как и те психологи, которые ведут поиски духовности в нерефлетируемых глубинах бессознательного «Я», теологи подчеркивают важную роль в порождении духовности направленности сознания верующего в глубины собственного «Я», обращение к «внутреннему человеку» [1].
Примеры аналогий можно умножать до бесконечности, однако проблема духовности — не теологическая, а психологическая — сегодня требует не примеров, а углубленного научного анализа. Надеюсь, что в самое ближайшее время он будет осуществлен.
Итак, после краткого перечисления перспективных направлений изучения духовного «Я» понимающего мир субъекта вер-яусь к высказанному ранее утверждению о том, что в самосознании россиян правда оказывается прежде всего духовной категорией. Правда как элемент духовного облика россиянина
142 ________________________________________________________ В. В. Знаков
имеет моральные и интеллектуальные свойства идеала. Различение нашим народом внутренней и внешней правды отражает два важных источника ее формирования как духовного образования: нравственную рефлексию личности и опредмеченные во вне значения семантики официально-чиновных отношений, определенные государством рамки дозволенного. Потребность в правде, стремление к ней основаны на единстве мнения с верой, осознаваемого и неосознаваемого, индивидуально-личностных особенностей человека и его восприятием себя как частицы мироздания. Вследствие этого, целеустремленно стараясь «жить по правде», человек не только «строит», творчески преобразует себя, но и постепенно поднимается по лестнице духовного развития.
Список литературы
1. Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). Дух, душа и тело. М., 1997.
2. Бердяев Н. А. Философская истина и интеллигентская правда // Вехи: Сб. статей о русской интеллигенции. М., 1990, с. 5—26.
3. Достоевский Ф. М. Нечто о вранье // Дневник писателя. М., 1989, с. 84-93.
4. Достоевский Ф. М. Преступление и наказание. М., 1971.
5. Знаков В, В. Понимание субъектом правды о моральном проступке другого человека: нормативная этика и психология нравственного сознания // Психологический журнал. 1993. № 1. С. 32-43.
6. Знаков В. В. Понимание в познании и общении. М, 1994.
7. Знаков В. В. Половые различия в понимании неправды, лжи и обмана // Психол. журн. 1997, № 1, с. 38-49.
8. Ильин И. А. Аксиомы религиозного опыта. М., 1993. С. 317—330.
9. Кант И. Трактаты и письма. М., 1980
10. Клибанов А. И. Духовная культура средневековой Руси. М. 1994.
11. Колесников В. Н. Лекции по психологии индивидуальности. М., 1996.
12. Крымский С. В. Контуры духовности: новые контексты индивидуальности // Вопросы философии. 1992. № 12. С. 21-28.
13. Лосский Н. О. Условия абсолютного добра. (Основы этики. Характер русского народа). М., 1991
14. Писемский А. Ф. Русские лгуны // Сочинения в трех томах, М., 1956. Т. 2. С. 501-566.
15. Пономаренко В. А. Психология духовности профессионала. М,, 1997.
16. Соловьев В. С. Оправдание добра. М., 1996.
17. Сочинения И. Пересветова. М.-Л., 1956.
18. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д. Н. Ушакова. М., 1939. Т. 3.
Правда и ложь в российском самосознании 143
19- Шадриков В. Д. Духовные способности. М., 1996.
20. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека. М. 1996. С. 238-257.
21. Флоренская Т. А. Диалог как духовно развивающее общение {диалогические принципы общения в работе учителя) // Учителю об экологии детства. М., 1996. С. 96-104.
22. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
23. Ekman P. Deception, Lying and Demeanor //States of Mind: American and Post-Soviet Perspectives on Contemporary Issues in Psychology. N. Y., Oxford, 1997. P. 93-105.
I
ПРОБЛЕМЫ И МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
Г. П. Филиппова
В 1985 году в общественном сознании и социальной практике нашей страны впервые за многие годы произошли корен-Hue изменения. Страна вступила в новый цикл модернизации общественных отношений, направленной на формирование политической демократии, демонополизацию экономики, освобождение инициативы и активизацию частной трудовой деятельности. Эти преобразования должны были повысить уровень социального благосостояния и создать социально-экономический и политический комфорт для раскрытия духовного и творческого потенциала личности. Государству при этом отводилась роль гаранта социального благосостояния населения, отстаивающего права человека в соответствии с общепринятыми международными нормами.
Перестройка, неожиданно для многих, к сожалению, затянулась. По объективным статистическим данным нарастают социальное расслоение общества и массовое обеднение многих социальных групп.
По мнению Жукова В. И., по данным многих аналитиков, изучающих состояние социальных проблем общества, усиливается кризис социальной сферы. По всей видимости, это объясняется тем, что экономическая политика проводилась в отрыве от социальной. Отсюда устойчивый прирост количества людей, нуждающихся в социальной поддержке.
Ситуация в социальной сфере не обрела тенденции к улучшению. Как следствие, возрастает степень дегуманизации общества. Подобное явление выражается в дискриминации по национальным и религиозным признакам, что обусловливает нарастание потока вынужденных переселенцев, нарушение прав человека и другие деформации общественных отношений. Духовная жизнь общества претерпевает кризис. Коммерциализация науки, культуры и образования вносит негативные моменты в структуру личности, усиливает фрустрационные настроения среди разных слоев населения.
Проблемы и методы социальной защиты населения ______________________ 145
Социальная напряженность в обществе становится так велика, что традиционные формы и методы обеспечения социальных гарантий человеку оказываются несостоятельными.
Сегодня 12% трудоспособного населения России являются безработными. Еще 20% постоянно сталкиваются с проблемами неудовлетворенности трудовой деятельностью. 90% служащих бюджетных учреждений и организаций несвоевременно получают зарплату. И хотя по официальным данным Правительства объем национального дохода в 1997 году повысился на 1,5%, что влечет повышение уровня жизни населения, независимые социологические опросы, напротив, показывают его ухудшение в регионах.
Подобное положение диктует необходимость выработки и проведения в жизнь определенных подходов, форм и методов психолого-социальной работы с людьми разных возрастных категорий, менталитет которых лишен возможности быстрой адаптации к происходящим преобразованиям в экономической и социальной жизни современной России. По данным исследований, проведенных в лаборатории психологии личности под руководством К. А. Абульхановой, целый социальный слой нашего общества сказался вдвойне неадаптированным к социальным изменениям. Экономическое неравенство в российском обществе дополнилось поляризацией социальных слоев по психологическому основанию: исключенность из социальных и профессиональных связей, вынужденная пассивность, сознание личной беспомощности привели к состоянию пессимизма, которое переживается особенно остро при сравнении с процветанием и оптимизмом активных социальных слоев.
Наблюдения показывают, что в одних и тех же проблемных ситуациях разные люди адаптируются к проблемам по разному и с различной степенью успешности. Свидетельство существования способности личности к адаптации — адаптивность. По уровню обладания этой способностью имеются большие индивидуальные различия, зависящие от внутренней готовности личности к адаптации в быстро меняющихся условиях социальной жизни.
Но поскольку социализация личности не всегда обеспечивает социально-психологическую адаптацию для многих нетипичных ситуаций, у личности могут отсутствовать фиксированные адаптивные механизмы, комплексы и стратегии. Делаются попытки тшгологизации адаптационных процессов, в Частности выделение добровольной и вынужденной адаптации.
I,'
146 ____________________________________________________ Г, П. Филиппова,
В основе такого разделения лежит наличие либо отсутствие противоречия новых ценностей и способов действия, которые предлагает социальная среда, прежней системе ценностных ориентиров индивида (группы).
Картина адаптивного поведения конкретного человека отражает степень возникающих социальных нововведений, катализирующих процесс адаптационного механизма в психологической структуре последнего. Отношения субъектов в рамках малых социальных групп символизируют собой микрообраз адаптационных возможностей общества в целом.
Основной задачей психолого-социальных служб является активизация выработки форм и методов, стимулирующих приближение личности к окружающей реальности, повышение степени ее социальной активности. «Отсутствие социальной адаптированности лишает сознание возможности понять смысл происходящего, где единственной задачей становится физическое выживание.» (смотри статьи К. А. Абульхановой в настоящем сборнике). Невозможность решения материальных затруднений способствует нарастанию психической напряженности личности и затрудняет процесс ее духовной ориентации. Поскольку неспособность человека к социальной адаптации определяет его попадание в группу малоимущих, одним из показателей адаптированности является степень материального обеспечения. Явной задачей системы социальной защиты является выработка психологических и социальных факторов, способствующих обозначению результатов социально-экономической адаптации. Ряд объективных и субъективных факторов — таких, как профессионально-образовательный уровень, здоровье, возраст, состав семьи, индивидуальные особенности и да- -, же желание или нежелание включиться в рыночные процес- Щ< сы — все это обусловливает адаптационный потенциал различных групп населения, действительные возможности людей к адаптации.
Экстремальность социально-экономической и социально-бытовой ситуации диктует необходимость создания условий увеличения возможностей дополнительного заработка, установления дополнительных дотаций и пособий, предоставления ссуд и кредитов, правового консультирования, психологической поддержки населения. Рождается сеть учреждений нового типа для психосоциальной помощи населению, для оказания помощи более широкого и разнообразного профиля различным слоям населения.
I
Проблемы и методы социальной защиты населения 147
Сутью социального обслуживания как на личностном уровне, так и на уровне социальных групп, становится содействие человеку в решении любых проблем его жизнедеятельности, начиная от положенного по закону пособия, материально-финансовых видов поддержки, до содействия переквалификации, оказания психологических, досуговых, социально бытовых и других видов услуг.
Создатели и организаторы государственных служб социальной защиты населения опираются на опыт зарубежных стран, российские традиции и региональные возможности финансовой политики.
В 1701 году Петром 1 был принят Указ «Об определении в домовыя Святейшего Патриарха богадельни нищих, больных и престарелых», которым предписывались меры по оказанию социальной помощи нищим, больным, престарелым. В 1712 году Петр I принял Указ «Об учреждении во всех Губерниях гошпиталей». В изданном Екатериной II учреждении для управления губернией впервые в законодательном порядке устанавливается государственная система общественного призрения для всех гражданских сословий, создаются специальные приказы. «...Приказу общественного призрения поручается попечение и надзирание о установлении и прочем основании 1) народных школ, 2)... сиротских домов призрения... 3) госпиталей и больниц... 4) богаделен для мужского и женского пола, убогих, увечных и престарелых... 5) особого дома для неизлечимо больных, кои пропитания не имеют... 6) дома для сумасшедших... 7) работных домов для обоего пола...» {Извлечение из Указа Екатерины II «Учреждение для управления губерний» от 7 ноября 1775 г.) [4].
В практике социальной работы используются знания и навыки для получения разрешения общества на предоставление социальных услуг в формах, соответствующих целям и ценностям социальной работы.
Практика включает в себя:
— коррекцию — устранения существующих личных или социальных проблем;
— реабилитацию — восстановление тех, чье социальное Функционирование в обществе было ослаблено;
— предупреждение — планирование организации и предоставления услуг, предупреждающих возникновение проблем, — проведение превентивной социальной работы, с целью увеличения потенциальных возможностей человека, поддержания и
148 ____________________________________________________ Г П Филиппова
защиты психологических ресурсов индивида и обеспечения клиента знаниями, позволяющими ему избежать или преодолеть сложные жизненные проблемы.
Этот подход подчеркивает большую важность абилитации подготовки к определенному виду деятельности, чем реабилитации.
Социальную работу в России сегодня сравнивают с ребенком, который рождается в муках. Она делает свои первые шаги, нуждается в объединении усилий ученых и практиков в создании отечественных традиций, хотя история благотворительности, милосердия в нашей стране складывалась веками.
При проведении индивидуально направленного воздействия на контакты с отдельными лицами осуществляется психолого-социальная работа. Она ведется по направлению просветительской деятельности или передачи знаний различным группам (лекции и курсы) и по направлению выяснения социального и психологического состояния клиента путем индивидуальных бесед, советов, исходя из потребности и мотивационной деятельности обратившихся в социальную службу. Эта работа яв-> ляется в высшей степени индивидуально направленной, и в процессе контактов намечается путь решения кризисной ситуа«дии или проблемы. Однако, если практика психотерапии в ее распространившихся в России формах ориентирована на соци-, ально здоровые, хорошо обеспеченные слои общества, то службы психологической помощи функционируют на финансируемой государством — не клиентом! — основе. Более того, если психотерапевт работает с личностью и производными от ее жиз-ненных, семейных и других ситуаций проблемами, то социальный работник имеет в своем распоряжении не только средства терапевтической беседы, но и располагает реальными социальными услугами, оказывает жилшцно-практическую помощь, изменяет жизненное состояние. В этом смысле разница между коммерческой психотерапией и государственной психологической поддержкой огромна и принципиальна.
Психолого-социальная работа может иметь многократные и даже многолетние контакты. В результате психосоциальная деятельность с применением социальной индивидуальной или групповой психотерапии направлена на изменение личности или ее социальной ситуации.
Все эти формы применяются для выполнения задач адаптационно-реабилитационного характера для населения, находящегося в состоянии депривации. - и
Проблемы ц методы социальной защиты населения _____________________ 149
Иллюстрацией объединения комплексных форм и направлений социального обслуживания населения является структура деятельности Управления социальной защиты населения. В основу формирования данной структуры заложены элементы прогнозного социального проектирования, позволяющие:
— учитывать интересы различных социальных групп;
— поддерживать жизнеспособность людей в привычном для них нормальном состоянии;
— определять приоритеты социальной защиты, помощи и поддержки отдельным категориям населения, лицам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации;
— помогать определять пути поиска и решения своих личных проблем.
Основной целью социального проектирования является регенерация разрушенных социальных связей и контактов, обеспечивающих эффективное, продуктивное взаимодействие людей при решении значимых для них проблем, определение основных видов социальных услуг, социальной помощи и поддержки населения, активное участие в выработке и реализации социальной политики на уровне местного самоуправления.
Категории пожилых людей и инвалидов составляют особый контингент в плане социальной защиты. Одной из задач действующих психолого-социальной служб является превращение человека этой категории из объекта жизни в ее субъекта, выработка оптимистической жизненной стратегии для этих людей, защита их прав и законных интересов, социальная помощь и поддержка на дому и в социальных учреждениях.
Не менее сложным объектом социальной защиты является такая малая социальная группа как семья. Адаптация семей проходит крайне неоднозначно и разнообразно, расслоение по социально-экономическому уровню влечет за собой, по мнению ряда социологов, политиков и журналистов, регресс новых поколений. Возникают задачи адресной социальной помощи, создания специализированных служб помощи семьям для учета всех нуждающихся и определения необходимых форм и размеров помощи.
Проблема адаптации молодежи связана с процессами, порождающими ее социальный индивидуализм и пассивность, Вплоть до негативных социальных реакций: неприятие существующей реальности, проявление агрессии, пренебрежение социальными нормами, завышение самооценки. Задачи психолого-социальных служб при работе с молодежью — выработка
150 ____________________________________________________ Г. П Филиппова
принципов, направленных на устранение временной дезориентации молодежи, осознание ею своей социальной роли и ее значимости, подъем социальной активности.
Основным направлением деятельности в работе с перечисленными объектами является выработка мер по социально-педагогической адаптации. По этому направлению реализуются комплексные программы по реабилитации и соцнально-пеихо-логической адаптации населения. За короткий срок в запланированные мероприятия вовлекаются большие группы людей различных возрастов, в том числе пожилые и инвалиды. Проводятся коррекционные мероприятия с детьми, как индивидуальные, так и групповые, для детей с различными формами социально-психологической дезадаптации, задержкой психического развития, инвалидов. Проводится семейное психологическое консультирование, анализируются проблемы брачных отношений, взаимодействия родителей с детьми. Работают службы «Телефон доверия», социальная «Скорая помощь».
На стадии подготовки и проработки документов о необходимости создания социального Центра или службы социальной защиты составляются теоретически обоснованные представления об «узлах социальных напряжений и путях их развязывания», т. е. рассматриваются различные представления об истоках, характере и содержании социальных проблем, определяются необходимые материальные ресурсы и источник финансирования, разрабатывается положение или устав учреждения, определяется место в социальной структуре района и моделирование его возможных связей с различными службами социального профиля.
Практическая реализация деятельности по достижению поставленных целей и исполнению теоретических задач, эффективности предоставляемых социальных услуг и значимости их результатов зависит от непосредственного исполнителя — профессионального социального работника. Любые разработанные теоретически социальные планы приобретают содержание и актуальность лишь в процессе их действенной реализации. Следовательно, особую важность приобретает вопрос профессионализма кадров системы социальной защиты населения. Новая парадигма социальной работы, которая определяет современное видение социального работника как главного субъекта профессиональной деятельности в социальной сфере, выдвигает систему требований к квалификации и морально-этическому поведению специалиста по социальной работе. На
Проблемы и методы социальной защиты населения 151
социального работника возлагаются большие надежды, но к нему предъявляются и повышенные требования.
Социальная работа как профессия в цивилизованных странах мира существует более полувека и считается критерием цивилизованного общества, выступает в роли его феномена. Специалист по социальной работе ряда стран — одна из престижных профессий. Он приходит на помощь людям со дня их рождения и на протяжении всей жизни. Действует множество моделей подготовки специалистов в области социальной работы. Все они — работники социальных служб системы социальной защиты населения, наряду с высоким уровнем культуры должны иметь комплекс знаний в области права, психологии, социологии, медицины, педагогики, экономики и управления, и конечно же, теории и истории социальной работы, ее методики и технологии, этики и общения.
Формирование тех или иных профессиональных черт социального работника, с одной стороны, логично продиктовано потребностями в социально-экономической, социально-правовой и социально-бытовой поддержке населения, его психосоциальной профилактике и реабилитации, с другой стороны, отражает особенности социальной ситуации в специфический период развития нашей страны.
Для социального работника социальная работа есть метод, средство достижения целей и задач в реализации потребностей и нужд различных категорий населения. Вся его деятельность направлена на совокупность специальных, междисциплинарных целей и задач, решение которых способствует как оказанию конкретной помощи человеку или социальной группе, так и активизации потенциала сил и возможностей личности. Совершенно очевидно, что деятельность социального работника относится к типу профессий «человек — человек», а точнее «личность — личность», и от характера ее во многом зависит судьба клиентов. Специфика деятельности, как разновидности профессионального труда, предполагает наличие таких качеств как профессиональные знания, умения и навыки из самого широкого спектра социально-психологических особенной личности — интеллектуальных, эмоциональных, волевых, организаторских, специфики характера, способностей, темперамента, мировоззрения.
Требования к уровню навыков и умений вытекают из международных требований к квалификации социального работника. Это необходимость иметь представление о теории и методике
152 ____________________________________________________ Г. П. Филиппова
работы с отдельными пациентами и группой; о ресурсах и услугах, предоставляемых обществом; о программах и целях социальных служб, предоставляемых на федеральном и территориальных уровнях; о концепциях и методах социального прогнозирования и других. Это необходимость умения слушать человека целенаправленно и с пониманием; собирать инфор-мацию, чтобы подготовить социальную оценку или отчет; формировать и поддерживать профессиональные отношения, направленные на оказание социальной помощи; направлять усилия клиентов на решение их проблем и завоевывать дове-рие; определять необходимость оказания терапевтической помощи клиенту, проводить исследования и интерпретировать их результаты; сообщать о социальных потребностях государственным, общественным или законодательным органам, оказывающим финансирование соответствующей деятельности.
Важным моментом социальной работы является междисциплинарный подход к разрешению возникающих у клиента проблем. Входя в состав межпрофессиональных групп вместе с врачами, педагогами, социологами, практическими психологами, юристами, социальный работник имеет возможность комплексно решать проблемы семьи, отдельной личности или социальной группы, опираясь на потенциал данного объекта. Не заменяя и не подменяя административных работников, социальный работник стремиться оказать социальную помощь каждой личности, в ней нуждающейся, индивидуально.
Высокий уровень требований, предъявляемых к социальному работнику, обуславливает первоочередной принцип его профессионализма — принцип компетентности. В Проекте профессионально-этического кодекса социального работника (Межрегиональная конференция ассоциации работников социальных служб, май 1994 г.) этот принцип также является приоритетным.
Поскольку структура профессиональных обязанностей социального работника сложна и обширна, профессиональная компетентность должна быть сбалансирована как в социальном, так и в общественном плаве. «В самом широком смысле социальность — это всегда неразрывные многообразные взаимосвязи между людьми во всех видах активности, независимо от степени их общественной полезности, нравственной оценки их значимости. Это социальность всех взаимодействий человека с миром. Любой человеческий индивид или группа социальны. Социальность — это всеобщая, исходная и наиболее абстрактная характеристика субъекта и его психики в их общече-
Проблемы и методы социальной защиты населения 153
ловеческих качествах. Общественное же — более конкретная психологическая характеристика бесконечно различных частных проявлений всеобщей социальности: национальных, культурных и т. д.* [5].
Профессиональная компетентность социального работника — проявление психологических особенностей его личности, которые оказываются базисными при становлении профессионального мастерства. На передний план выходит изучение психолог