Цель изучения: ознакомить и ввести в курс общей теории прогностики на основе изложения понятийного и категорийного аппарата с выделением основных этапов построения и классификаций.
Дидактические характеристики Темы 2:
Предмет статистического прогнозирования. Основные принципы и функции статистического прогнозирования. Прогностика как метод научного познания.
Понятие статистического прогноза. Классификация видов и способов прогнозирования: по сложности, масштабности, степени детерминированности, степени информационного обеспечения, методологии. Этапы построения моделей статистического прогнозирования. Классификация методов и моделей статистического прогнозирования.
Время упреждения.
Надежность прогнозов. Точность прогнозов на основе абсолютных, относительных и средних величин. Оценка точности прогнозов и показатели вариации. Распределение средней квадратической ошибки прогноза. Показатели корреляции в оценке точности статистических прогнозов.
Построение доверительных интервалов. Метод ретроспективного прогноза. Верификация прогнозов.
Изучив данную тему, студент должен:
Знать:
· теоретические основы статистического прогнозирования;
· основные понятия и категории, употребляемые в прогностике;
· классификацию прогнозов;
· классификацию метода статистического прогнозирования;
· основные требования выбора метода прогнозирования;
· сущность точечного и интервального прогнозирования;
· краткое изложение и ознакомление с методами прогнозной экстраполяции;
· основные этапы разработки статистических прогнозов;
· требования, предъявляемые к построению статистических моделей временных рядов;
· классификацию объектов прогнозирования;
· методы верификации прогнозов;
· методы оценки точности прогнозов в разрезе абсолютных, относительных и средних показателей;
· иметь представление о совмещенной оценке методов и информационного обеспечения прогнозирования;
· принципы построения ретроспективного прогноза.
Уметь:
охарактеризовать объект прогнозирования в соответствии с существующей классификацией, охарактеризовать экономические прогнозы в зависимости от цели прогнозирования, периода упреждения и т.д., выбрать метод прогнозирования с учетом специфики изучаемого объекта и особенностей информационной базы по нему; различать и обосновывать на примерах понятия точности и надежности прогнозов, точечного и интервального прогноза, применять методы верификации прогноза на практике, определять и проводить сравнительный анализ значений различных показателей точности статистических прогнозов, разрабатывать программу проведения бизнес-прогноза с последующей оценкой его точности и надежности.
Приобрести навыки характеристики объекта прогнозирования, практического применения методов верификации прогнозов при решении конкретных экономических задач, использования показателей точности прогнозных оценок, выбора метода прогнозирования.
При изучении Темы 2 необходимо:
Читать:
· учебное пособие под ред. Садовниковой Н.А. и Шмойловой Р.А., М.: МЭСИ, 2007. – РАЗДЕЛ III «Прогнозирование динамики социально-экономических явлений и процессов»;
· учебное пособие «Статистическое моделирование и прогнозирование», ч. 2, под ред. Рабиновича П.М. – М.: МЭСИ, 1980, стр. 5–14;
· учебное пособие «Статистическое моделирование и прогнозирование» под ред. Гранберга А.Г. – М.: Финансы и статистика, 1990, стр. 167–175, стр. 198–205.
Выполнить задание практикума по курсу «Анализ временных рядов и прогнозирование».
Акцентировать внимание на следующих понятиях:
прогнозирование, предсказание, прогноз, прогностика, поисковое прогнозирование, нормативное прогнозирование, классификация прогнозов в зависимости от области применения, сложности, периода упреждения, принцип инерционности, этапы разработки прогнозов, требования к моделям прогнозирования, классификация объектов прогнозирования по масштабности, сложности, степени детерминированности, характеру развития во времени, степени информационного обеспечения, верификация прогнозов, прямая, дублирующая верификация, верификация на основе инверсии, верификация методом «адвоката – дьявола», точность прогноза, уровень неопределенности прогноза, средняя ошибка аппроксимации, средняя квадратическая ошибка прогноза, коэффициент несоответствия, коэффициент качества прогноза, надежность прогноза.
Для выполнения заданий необходимо:
1. Знать методику ретроспективного прогнозирования;
2. Знать требования выбора метода прогнозирования;
3. Знать методику расчета и возможности применения показателей точности прогноза в разрезе базовых показателей вариации и коэффициентов корреляции;
4. Знать схему расчета различных модификаций коэффициента несоответствия;
5. Уметь провести сравнительный анализ полученных в пп. 3 и 4 результатов оценки точности прогнозов;
6. Знать сущность и возможности применения методов верификации прогнозов.
Для самооценки Темы 2
Необходимо выполнить на информационной базе, сформированной в задании
Ответить на вопросы 7, 8, 9, 10, 11, 29 вопросов для самопроверки.
План семинарских и практических занятий по Теме 2
1. Вопросы на обсуждение:
— охарактеризовать статистическое прогнозирование как составную часть общей прогностики;
— раскрыть теоретические основы статистического прогнозирования;
— перечислить основные понятия и категории, используемые в прогностике;
— сформулировать основные требования выбора метода прогнозирования и проиллюстрировать на конкретном примере;
— раскрыть сущность точечного и интервального прогноза и проиллюстрировать на конкретных примерах;
— раскрыть содержание основных показателей точности статистических прогнозов;
— раскрыть сущность и возможности применения методов верификации на конкретных примерах.
2. Выполнить задание практикума по курсу «Анализ временных рядов и прогнозирование.