Женщины

1. Книга Бориса Львовича Васильева "А зори здесь тихие..." потрясает до глубины души. Рита, Женя, Лиза, Галя, Соня – это те пять девчонок, которые вступили в неравную борьбу с фашистами. Никто из них не успел осуществить свои мечты и прожить собственную жизнь. Смерть была у всех разная: у Риты – усилие воли и выстрел в висок, у Жени – отчаянная и немного безрассудная гибель; у Сони – удар кинжала в сердце; у Гали – смерть такая же болезненная и беспомощная, как она сама; у Лизы – "Ах, Лиза-Лизавета, не успела, не смогла одолеть трясину войны". И остается старшина Васков один. Один среди беды, муки, один со смертью, один с тремя пленными. Один ли? Много у него теперь сил. И все, что было в нем лучшего, человеческого, но спрятанного в душе, все раскрылось вдруг, и все пережил, перечувствовал он за себя и за них, за его девчонок, его "сестричек". Но надо не плакать, надо помнить, потому что мертвые не уходят из жизни тех, кто их любил. Они только не стареют, оставаясь в сердцах людей вечно молодыми. В этой книге тема войны повернута той непривычной гранью, которая воспринимается особенно остро. Ведь все мы привыкли сочетать слова "мужчина" и "война", а здесь женщины, девушки и война. И вот эти девушки встали посреди русской земли: лесов, болот, озер, против врага, сильного, выносливого, хорошо вооруженного, беспощадного, который и по числу значительно превосходит их. Но они стояли насмерть до конца.

1.2. Я, как и все мои ровесники, не знаю войны. И не хочу знать! Но ведь ее не хотели и те, кто погибал. Они не думали о смерти и о том, что не увидят больше ни солнца, ни травы, ни листьев, ни детей. Книга Бориса Львовича Васильева “А зори здесь тихие…” потрясла меня до глубины души. Рита, Женя, Лиза, Галя, Соня — это те пять девчонок, которые вступили в неравную борьбу с фашистами. Все они очень близки мне, в каждой из них я нахожу немного от себя. Я даже не знаю, кто из них мне роднее. Они все такие разные, но такие похожие. Рита Осянина, волевая и нежная, богатая душевной красотой. Она — самая мужественная, бесстрашная, волевая, она — мать!.. Женька Комелькова — веселая, смешливая, красивая, озорная до авантюризма, отчаянная и уставшая от войны, от боли и любви, долгой и мучительной, к далекому и женатому человеку. Соня Гурвич — воплощение ученицы-отличницы и поэтическая натура — “прекрасная незнакомка”, вышедшая из томика стихов А.А. Блока. Лиза Бричкина … «Эх, Лиза-Лизавета, учиться бы тебе! Учиться бы, повидать бы большой город с его театрами и концертными залами, его библиотеками и картинными галереями…А ты, Лиза… Война помешала! Не найти тебе своего счастья, не слушать тебе лекций: не успела увидеть все, о чем мечтала!» Галя, так и не повзрослевшая, смешная и по-детски неуклюжая детдомовская девчонка. Записки, побег из детского дома и тоже мечты… стать новой Любовью Орловой. Никто из них не успел осуществить свои мечты, просто не успели они прожить собственную жизнь. Смерть была у всех разная, как разными были и их судьбы: у Риты — усилие воли и выстрел в висок, у Жени — отчаянная и немного безрассудная (могла бы спрятаться и остаться жить, но не спряталась) у Сони — удар кинжала в сердце; у Гали — такая же болезненная и беспомощная, как она сама, у Лизы — “Ах, Лиза-Лизавета, не успела, не смогла одолеть трясину войны”.

И остается старшина Васков, о котором я еще не упомянула, один. Один среди беды, муки, один со смертью, один с тремя пленными. Один ли? Много у него теперь сил. И что было в нем лучшего, человеческого, но спрятанного в душе, все раскрылось вдруг, и что пережил, перечувствовал он за себя и за них, за его девчонок, его “сестричек”.

Как сокрушается старшина: “Как это жить-то теперь? Почему это так? Ведь не умирать им надо, а детей рожать, ведь матери — они!” Поневоле наворачиваются слезы, когда читаешь эти строки. Но надо не только плакать, надо помнить, потому что мертвые не уходят из жизни тех, кто их

любил. Они только не стареют, оставаясь в сердцах людей вечно молодыми.

В этой книге тема войны повернута той непривычной гранью, которая воспринимается особенно остро. Ведь все мы привыкли сочетать слова “мужчины” и “война”, а здесь женщины, девушки и война. И вот эти девушки встали посреди русской земли: леса, болот, озер, — против врага, сильного, выносливого, хорошо вооруженного, беспощадного, который и по числу значительно превосходит их. Но они не пропустили никого, стояли насмерть до конца, и были их сотни и тысячи патриотов, отстоявших свободу Отчизны.

____________________________________________________________________________________

До сих пор страшно читать повесть Б.Л. Васильева "А зори здесь тихие...". Женщина на войне воспринимается нами как нечто противоестественное. Юные героини повести мечтают о жизни — и погибают. Они готовы умереть за победу, но все говорит о несправедливости этих смертей. Да, главная суть войны в правде о смерти, и это смогли очень тонко изобразить многие писатели. Конечно, они понимают, что это — смерть ради жизни. Но от этого она не становится менее страшной. Пожалуй, точнее всех это чувство выразила Юлия Владимировна Друнина, написавшая очень простые строки в 1943 году:

Я только раз видала рукопашный,
Раз наяву. И тысячу - во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: