Призвание Адама: садовник и воин

То, что Адам был образован = яцар Богом, указывает на особое его предназначение. Ведь такое образование всегда происходит со специальной целью. Данное Адаму поручение должно было, видимо, иметь какое-то отношение к Эдемскому саду, ведь сразу же после его создания говорится, что Бог насадил «рай»:

И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал. (Быт. 2:8)

Во многих переводах в этом месте сказано, что Бог поместил Адама в сад, но тут сказано, что Бог, скорее, предназначил Адама для этого сада, именно таков более подходящий перевод употреблённого в Быт. 2:8 еврейского слова сим. сим Таким образом, предназначение Адама было определено с самого начала, хотя в реальности Бог ввёл его в это положение позже. Только когда деревья выросли настолько, насколько было нужно, Бог поселил там Адама:

И взял Господь Бог человека, и поселил (ивр. причинная форма глагола нуах = покоиться, опускаться нуах) его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его. (Быт. 2:15)

Труд – это не проклятие!

Первая часть данного Адаму поручения состояла в том, чтобы возделывать сад (Быт. 2:15). Ивр. авад = служить, работать не оставляет сомнения в том, что Адам не ленился весь день, а трудился. Ещё бы: люди «созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Еф. 2:10):

Проклятие – это не труд, проклятие добавляет к труду печали и разочарование. Сам же труда относится, скорее, к райскому устроению человечества. Человек должен был «возделывать» сад (Быт. 2:15), то есть, он должен был работать!
(Зауэр, «О благородстве человека» – Sauer “Vom Adel des Menschen” стр. 105 )

«Окружение» рая: нездоровый мир!

Чтобы правильно понять задачу Адама, мы должны представлять себе состояние Эдемского сада и ситуацию вокруг него. Несмотря на своё «райское» окружение Адам жил вовсе не на небе, а на сильно повреждённой Земле, так как не позднее того хаоса, который отражён в Быт. 1:2, в мироздание проникли смерть и порча. Рай был, так сказать, созданным Богом микрокосмом в падшем окружении. Его слова не оставляют сомнения в том, что в это время в мире уже было противостояние добра и зла.

И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла. (Быт. 2:9)

Это даёт понять, что Адаму смерть в какой-либо форме была, видимо, уже знакома. Ведь угроза смертью как следствием непослушания имеет смысл лишь в том случае, если у Адама было какое-то представление о смерти (Быт. 2:16-17).

«Нести караул» в Эдемском саду

На таком фоне некоторые выражения в тексте приобретают новый колорит. Употреблённое в оригинале текста слово ган = огороженный сад (Koehler 189) указывает на то, что сад этот находился не в «райском» окружении и был не со всех сторон открытым. Слово ган образовано от корня ганан, означающего ограждать, оберегать, покрывать, защищать (Gesenius 145). Произведённое от него же слово маген означает щит (Gesenius 397). В Септуагинте, греческом переводе, ган передано словом παράδεισος [парадейсос] = зоопарк, парк, ср. Откр. 2:7. Греческое слово также заимствовано из персидского пардез = забор. Одно из подразделений еврейских боевых частей во время второй мировой войны называлась hагана.

Любопытно также данное Богом Адаму поручение хранить, ивр. шамар = охранять, оберегать, стеречь, защищать этот сад(Быт. 2:15). От этого глагола произведены существительные шмира = стража и шомер = сторож, хранитель (lkat 1476, Gesenius 847). Два ближайших места, где встречается это слово в Библии – это Быт. 3:24 (доступ в сад охраняется вооружёнными ангелами) и Быт. 4:9 («Разве я сторож брату моему?») В совершенно нетронутом окружении в охране не было бы никакой необходимости:

Если бы Земля была местом жизни, рай был бы не нужен!
(Керль, цит. по Зауэр, «О благородстве человека» – Sauer “Vom Adel des Menschen” стр. 84)



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: