Принципы налогообложения на практике реализуются через методы налогообложения. Под этим термином понимается установление зависимости между величиной ставки налога и размером налоговой базы. На сегодняшний момент известны четыре метода: равный, пропорциональный, прогрессивный и регрессивный.
Метод равного налогообложения заключается в том, что все налогоплательщики уплачивают одинаковую сумму налога независимо от имеющегося в их собственности дохода или имущества. Этот способ характеризуется простотой исчисления и взимания налога, однако он считается «несправедливым», так как для малоимущих плательщиков такое налоговое бремя является крайне тяжелым, а для лиц с большими доходами незначительным. Равное обложение получило широкое распространение в средневековой Европе, но после перехода к капиталистическому способу хозяйствования используется все реже и реже. В Российской Федерации данный метод используется при построении некоторых местных налогов, например, в случаях, когда величина налоговой ставки определялась кратно установленному минимальному размеру оплаты труда.
|
|
Метод пропорционального налогообложения предусматривает одинаковый размер налоговой ставки для всех плательщиков, но в то же время отчисляемые в бюджет суммы будут различны ввиду того, что их величина зависит от размера базы обложения. Эту схему можно признать более справедливой, т. к. в ее рамках учитывается платежеспособность обязанного лица, однако и в данном случае налоговый гнет ослабляется по мере роста дохода плательщика. В настоящее время по пропорциональному методу построено большинство налогов (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, налог на доходы физических лиц и др.).
Суть метода прогрессивного налогообложения состоит в том, что размер ставки налога растет одновременно с увеличением дохода или стоимости имущества, т. е. плательщики отчисляют налоги по разным ставкам. В мировой финансовой практике используются три формы прогрессии: простая поразрядная, относительная поразрядная и сложная.
При простой поразрядной прогрессии доходы делятся на разряды. Для каждого из них указывается минимальная и максимальная величина доходов («вилка») и твердая сумма налогового оклада. При этом методе в пределах одного разряда размер суммы налога совпадает с налоговой ставкой и не зависит от величины дохода. Отличительной чертой такой прогрессии является резкий скачок суммы налога при переходе от одного уровня к другому, а внутри разряда нарушается принцип справедливости.
Относительная поразрядная прогрессия также предусматривает деления доходов на разряды, каждому разряду присваивается процентная ставка налога, которая применяется ко всей базе обложения.
|
|
При данной форме прогрессии внутри разряда сохраняется пропорциональность обложения, однако при переходе к следующему разряду, так же как и при простой прогрессии, происходит резкий скачок.
Кроме того, возможны случаи, когда у владельца высокого дохода после уплаты налога останется в распоряжении сумма меньшая, чем у лица с более низким доходом. Эта несправедливость устраняется применением сложной профессии.
Сложная поразрядная прогрессия считается наиболее полно удовлетворяющей требованию справедливости, особенно в отношении обложения физических лиц. При этом методе возросшая налоговая ставка применяется не ко всей налогооблагаемой базе, а только к той ее части, которая превышает предыдущий разряд. Элементы метода сложной поразрядной прогрессии были применены в налоговой системе России при установлении налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения.
Метод регрессивного налогообложения заключается в том, что для более высоких доходов установлены пониженные ставки
налогообложения. В явном виде регрессивное налогообложение сегодня не встречается.
21. Учет и регистрация налогоплательщиков и плательщиков сборов. Направления совершенствования взаимодействия налоговых органов с другими участниками налоговых правоотношений.
Регистрация и учет налогоплательщиков включает: регистрацию и учет физических лиц и юридических лиц; регистрацию и учет обособленных подразделений; регистрацию и учет консолидированных групп; регистрацию и учет представительств иностранных государств и международных организаций.
Единый порядок сбора, обработки и формирования сведений о налогоплательщиках. Эти сведения включают основные характеристики налогоплательщика, составленные с учетом его учредительных документов, сведений о государственной регистрации, а также его классификационных признаков. Учет способствует осуществлению налоговыми органами контроля, за соблюдением субъектами предпринимательской деятельности законодательства и иных нормативных актов о налогах и сборах, за правильностью исчисления налогов с юридических и физических лиц, а также полнотой и своевременностью их поступления в бюджет.
Учет организаций и физических лиц.
Порядок постановки на учет и требования устанавливаются статьями 83-84 НК РФ. Это означает, что учет налогоплательщиков относится Налоговым кодексом к налоговому контролю. Более того указывается, что налоговые органы обязаны вести учет налогоплательщиков в целях проведения налогового контроля. Иными словами, постановка на учет является предварительной формой контроля. Без этой стадии невозможно провести все остальные контрольные мероприятия.
Орг-и подлежат постановке на учет
в нал органах по месту нахождения орг-и, месту нахождения ее обособленных подразделений, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным законодательством о налогах и сборах.
Физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным НК РФ.
Орг-и, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории РФ, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.
В целях проведения налогового контроля организации и физ.лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физ.лица, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств (п.1 ст.83 НК РФ).
|
|
Случаи, когда то или иное лицо должно встать на учет в налоговом органе. Для физических лиц:
1. при регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;
2. при получении должности нотариуса, занимающегося частной практикой;
3. адвокат;
4. при приобретении недвижимого имущества, транспортных средств.
Для организаций:
1. по месту нахождения обособленных подразделений;
2. постановка на учет крупнейших налогоплательщиков;
3. постановка на учет иностранных организаций и иностранных граждан;
4. при выполнении соглашений о разделе продукции;
5. при приобретении недвижимого имущества, транспортных средств.
Особое внимание уделяется совершенствованию взаимодействия налоговых органов с другими участниками налоговых правоотношений, данные направления отражены в разработанных Правительством Дорожных картах. Данные мероприятия упростят отдельные процедуры учета и регистрации налогоплательщиков, что в значительной степени упростит данные процедуры как для самих налогоплательщиков, так и для налоговых органов. 1. Таможенные органы. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") "СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ”. -январь 2014: - Использование налоговыми органами информации, предоставляемой ФТС России о декларировании, в том числе об уплаченных суммах таможенных платежей при ввозе товаров и о фактическом вывозе товаров, без дублирования этой информации на бумажных носителях для подтверждения уплаты НДС при ввозе и применения ставки НДС в размере 0 процентов при вывозе. В связи с чем отменена обязанность декларанта предоставлять в налоговые органы на бумажном носителе информацию о таможенном декларировании, в том числе об уплаченных суммах таможенных платежей при ввозе товаров и о фактическом вывозе товаров. – внесены изменения в ст 165 НК РФ, Подписаны Соглашение о сотрудничестве между ФТС России и ФНС России и Протокол информационного взаимодействия между ФНС России и ФТС России. - Автоматизация процесса предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. Внедрена автоматизированная система по учету обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. - дек.2013 мероприятий ("дорожная карта") "Оптимизация процедур регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей'' - Реализация "дорожной карты" "Оптимизация процедур регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - "дорожная карта") призвана оптимизировать процедуры, связанные с государственной регистрацией общества с ограниченной ответственностью (за исключением кредитных, страховых и иных финансовых организаций) как основной организационно-правовой формы среднего и малого бизнеса, уменьшив количество таких процедур, их общую продолжительность и стоимость. Реализация мероприятий в рамках "дорожной карты" положительно отразится на процессе государственной регистрации юридических лиц других организационно-правовых форм, а также индивидуальных предпринимателей, что будет способствовать улучшению инвестиционного климата в России. Целями "дорожной карты" являются: • уменьшение количества этапов, необходимых для регистрации; • уменьшение времени на прохождение всех этапов регистрации; • снижение затрат на регистрацию. В качестве контрольных показателей успешной реализации "дорожной карты" выбран рейтинг Doing Business, подготавливаемый Всемирным банком на ежегодной основе. Целевым ориентиром в соответствии с указанным рейтингом является включение России в 20 лучших стран. Реализация мероприятий "дорожной карты" будет осуществляться с 2014 по 2018 год. 2. Кредитные организации. Отмена обязанности налогоплательщиков (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) по уведомлению налоговых органов и государственных внебюджетных фондов по месту нахождения юридического лица и месту жительства индивидуального предпринимателя об открытии или о закрытии банковского счета с одновременным установлением порядка осуществления контроля за исполнением кредитными организациями обязанности по представлению сведений о банковских счетах в налоговые органы, а также усилением ответственности кредитных организаций за ненадлежащее исполнение ими указанной обязанности. –исполнено, внесены изменения в НК 3. Организации, оказывающие услуги по доставке документов. Предоставление возможности получения заявителем от регистрирующего органа документов при государственной регистрации через любую организацию, оказывающую услуги по доставке документов. Разработан и размещен на официальном сайте ФНС России проект типового соглашения о сотрудничестве между регистрирующим органом и организацией, оказывающей услуги по доставке документов. Информация об указанной возможности доведена до организаций, оказывающих услуги по доставке |
документов, автономной некоммерческой организацией "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов". Сведения об организациях, заключивших соглашение по доставке документов, и о территории, на которой осуществляется доставка, размещены на сайте ФНС России. 4. Внебюджетные фонды. Сокращение срока взаимодействия ФНС России и государственных внебюджетных фондов при обмене информацией о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. -3 рабочих дня. пункт исполнен 5. Единый портал государственных и муниципальных услуг(функций). На Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) создана возможность отслеживания в режиме онлайн процедуры рассмотрения заявления о государственной регистрации 6. Налогоплательщики, налоговые агенты. Обеспечение возможности бесплатного онлайн-доступа к содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей сведениям для любого интернет-пользователя - Внедрение системы организации пространства помещений регистрирующих органов (стенды, указатели, звуковые и письменные объявления, информационные табло и консультационные окна) - в проекте - Обеспечение актуальной информацией о процедуре государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей путем размещения на официальном сайте ФНС России типовой информационной страницы с пошаговым алгоритмом регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также перечнем необходимых документов и контактной информацией-исполнено - Создание call-центра для консультаций по вопросам регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, позволяющего получить такую консультацию на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций), а также по телефону, включая мониторинг уровня удовлетворенности пользователей. В проекте - Проведение информационной кампании об изменении условий регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей- в процессе - Обеспечение на официальном сайте ФНС России возможности для пользователя получения методологически полной и понятной информации о процедурах государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Сопровождение сервисов, предоставляющих широкому кругу лиц круглосуточную возможность ознакомления с информацией из государственных реестров и иной информацией о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях Создан методологически полноценный, эргономичный, удобный для пользователей раздел официального сайта ФНС России. – В процессе ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") "СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ" Целями "дорожной карты" являются: -сокращение временных и материальных затрат предпринимателей на подготовку и представление налоговой отчетности, уплату налогов; -улучшение взаимоотношений между налогоплательщиками в лице предпринимательского сообщества и налоговыми органами с учетом лучших международных практик; - сближение правил налогового и бухгалтерского учета; -повышение эффективности механизмов администрирования налога на добавленную стоимость; -стимулирование перехода налогоплательщиков и налоговых органов на электронный документооборот; -совершенствование администрирования специальных налоговых режимов, применяемых отдельными категориями налогоплательщиков. Реализация "дорожной карты" приведет к следующим результатам: -сокращение времени взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов; -упрощение правил ведения бухгалтерского и налогового учета и повышение прозрачности право-применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах; |
|
|