Критика. Масштабный проект вызвал неоднозначную реакцию, как во время работы над картиной, так и по окончании

Масштабный проект вызвал неоднозначную реакцию, как во время работы над картиной, так и по окончании. Статус ведущего советского режиссёра ограждал Сергея Бондарчука от открытой критики, но в среде коллег было немало скептических и резко негативных замечаний. Очень холодно отозвался Козинцев, сравнивший фильм с «бижутерией на экране» [36][37] .

Прежде всего критики отмечали слишком буквальное и дидактическое следование литературному первоисточнику. Отзываясь о проектах крупнейших экранизаций в кинематографе СССР 1960-х годов, Виктор Шкловский писал о том, что в них не было энергии заблуждения, сделавшей в своё время их первоисточники классикой литературы. Авторы упорядочивали сюжет, упрощали и облегчали для понимания тексты [38] . Акценты и в картине «Война и мир» расставлены так, как это было принято в советской школьной программе. В эпоху экспериментов кинематографа 1960-х, когда были сняты такие новаторские ленты как «Девять дней одного года» и «Летят журавли» — «Война и мир», даже с операторскими изысками, снята консервативно и строго канонически [35][39] .

Сергей Бондарчук сразу занял другую позицию. Он решил уйти в Толстого абсолютно и всецело. Он доверился ему, как послушнейший ученик. Несколько лет он дышал Толстым, как святыней, боясь отступить даже в букве, последней деталью дорожа, как целым монологом или характером…

Лев Аннинский [39]

Формальному следованию литературной первооснове противоречит расхождение реального возраста актёров и их героев. В начале повествования, согласно тексту романа Безухову 20 [ источник не указан 463 дня ] лет, тогда как Сергею Бондарчуку в 1965 году исполнилось 45 лет. В этом смысле недостоверно выглядит, например, сцена кутежей у Долохова (1-я серия), где явно немолодые актёры заняты в сценах, в которых по логике повествования участвуют молодые петербуржские гуляки. При этом несколько обесценивается и авторское толстовское настроение романа, в котором Андрей Болконский старше, опытнее Пьера и даже несколько покровительствует ему [39][40][41] . Критик А. Макаров отмечал несоответствие комплекции актёров толстовским персонажам, излишнюю пышность дома Ростовых [42] .

Не обошлось и без обычного для Сергея Бондарчука обвинения в кумовстве, как и во многих других картинах он снял свою супругу, отказавшись отдать роль Элен Вие Артмане [3] .

Интересная особенность картины — обилие сцен, связанных с религиозной тематикой (продолжительные сцены в церкви, крестный ход), которые весьма органично смотрятся в общем контексте [3] .

Критики, положительно отозвавшиеся о фильме, прежде всего отметили самоотверженность создателей, которые взяли на себя такую ответственность и вообще решились начать и довели до конца столь грандиозную постановку. Несомненной удачей картины стали сцены сражений, где с помощью новаторских операторских решений полностью раскрылся темперамент Бондарчука как батального режиссёра [43] .

В сравнении с голливудским фильмом, где внимание зрителя в основном привлечено к романтической сюжетной линии и личной жизни героев — советская картина более масштабна и многопланова. Подход режиссёра бережно отнёсшегося к тексту Толстого имеет и свои положительные стороны. Документальное и, своего рода, реставрационное воспроизведению быта и уклада XIX века, подчеркнуло подспудную толстовскую идею о любви к жизни во всех её проявлениях [39] .

Работа над картиной вообще пример скрупулёзной проработки мелочей. Так, например, опера которую посещают герои во 2-й серии это известная опера XVII века «Коронация Поппеи» Клаудио Монтеверди. Она могла быть поставлена на сцене театра XIX века (хотя по мнению историков это сомнительно) [44] .

Бондарчуку удалось удержаться на тонкой грани между зрелищным, человечным и интеллектуальным. Даже самые продолжительные и кровавые батальные сцены не утомляют, а приковывают взгляд. Героизм солдат на поле боя, разлетающиеся от взрывов тела лошадей и неожиданное переключение на сцену с Наполеоном и его адъютантами. Бондарчук доносит до зрителя все детали эпической драмы, не проигрывая зрелищности и одновременно постоянно возвращаясь к фундаментальной теме Толстого — роли личности в истории.

После всех перипетий с пробами и подбором актёров режиссёру удалось собрать в «Войне и мире» интересный и разноплановый ансамбль. Дебютантки Савельева и Шуранова, молодые, но уже состоявшиеся, Табаков и Вертинская, играли вместе с актёрами «старой мхатовской школы» (Кторов, Степанова, Станицын) и представителями среднего поколения: Тихонов, Ефремов, Рыбников, Трофимов. Критики картины особо отметили игру Анатолия Кторова, которая по настоящему украсила картину [3] .

Главная тема романа — патриотическая. Он раскрывает моральную и нравственную победу русского народа над наполеоновскими полчищами. Главное в «Войне и мире» — человеческие типы, носители русского национального характера, «скрытая теплота» их патриотизма. Все они, начиная от безвестного капитана Тушина, от незаметных героев, чьими общими силами и жизнями свершаются величайшие сдвиги истории, кончая главными фигурами повествования — Андреем Болконским, Пьером, Наташей, — все они близки к складу русского национального характера. Острое, осязаемое, почти материальное чувство любви к своей стране я хотел бы передать каждым кадром киноэпопеи.

— Сергей Бондарчук [3]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: