Государство – это орган власти, который активно использует санкции наказания и поощрения за нарушение или исполнение установленных правовых норм, правил, установленных обществом. В политической системе общества государство занимает ведущее место. Оно призвано организовывать управление обществом. Государство является силой, которая объединяет общество, разделенное на этнические и культурные, профессиональные группы, классы. Государство имеет характерные признаки, а именно:
является единственным официальным представителем всего населения в территориальных географических границах;
обладает суверенитетом;
имеет специальный государственный управленческий аппарат, который призван обеспечить последовательную реализацию его воли и задач;
специально созданный правоохранительный (карательный) аппарат;
обладает монополией на правотворчество.
Все издаваемые законы имеют обязательный характер для всех граждан, регламентируют деятельность самого государства.
|
|
Теоретические и практические поиски людей направлены на создание таких отношений между государством и политической системой, когда они были бы не враждебными, а взаимодополняющими.
Политич. система – это совокупность общественных институтов, органов власти, управления, СМИ, полит. партий, их лидеров, кот. борются за удержание, либо за завоевание публично-правовой власти.
Политическая система общества представляет собой органическое единство государственных и общественных организаций (институтов), осуществляющих социально-политическое управление обществом. Это системное образование имеет сложную структуру, состоящую из элементов различных уровней и взаимосвязей м/у ними.
Элементами политической системы являются: государство, партии, профсоюзы, молодежные организации, политические движения и другие социальные институты.
Государство как полновластная организация занимает в политической системе особое место:
- центральный аппарат государственной власти (глава государства, Правительство, Парламент, Верховный Суд) образуют высший уровень политической системы. На этом уровне принимаются нормативные акты, определяющие правовое положение и механизм действия всех элементов политической системы;
- средний уровень политической системы образуют аппараты управления и другие органы власти на местах. Структуры среднего уровня служат связующим звеном между высшим уровнем политической системы и обществом, которое может быть охарактеризовано как нижний массовый уровень;
- нижний уровень имеет неоднородную и сложную структуру. Структурными элементами массового уровня являются: политические группировки, партии, народные движения, массовые политические и неполитические организации, пользующиеся политическим влиянием.
|
|
Политическое общество в целом по отношению к государству играет арбитражную роль, так как стремится контролировать деятельность государственного аппарата. Общественный контроль осуществляется различными ассоциациями (партиями и профсоюзами), массовыми, в том числе забастовочными, движениями, народными обществами, состоящими из ветеранов, женщин, молодежи и творческих лиц.
Формами контроля и воздействия на государственную власть выступают гласные и негласные средства и действия участников политического процесса. Гласными, открытыми путями воздействия на государственную власть являются: использование средств массовой информации, участие в массовых акциях одобрения или протеста и демократические процессы (выборы, референдумы, митинги), включающие в себя узаконенную деятельность партий, профсоюзов и других политических институтов. Негласные, теневые пути воздействия на государственную власть проявляются в политических интригах с помощью групп давления, так называемых мозговых центров, близкого окружения, элитарных клубов, товарищеских групп, парламентского лобби и политических фракций.
Наибольшее воздействие на государственную политику оказывают партии - политический инструмент овладения государственной властью и осуществления политики в интересах определенных групп населения. Правящие партии, как правило, для осуществления своих программных целей производят полную смену должностных лиц в государственном аппарате либо назначают по партийной принадлежности высших должностных лиц государства с последующей ротацией номенклатурных кадров. Парламентские партии в механизме государственной власти занимают более скромное место: их политическая деятельность заключается в осуществлении законодательной власти в рамках парламентских процедур и направлена на овладение государственной властью путем участия во всеобщих выборах.
Профсоюзы как организации по защите профессиональных интересов трудящихся по отношению к государству могут занимать различные позиции: от полного сотрудничества до открытой конфронтации. Во многом эти взаимоотношения определяются режимом государственной власти. В условиях авторитарного режима профсоюзы теряют свою самостоятельность и выступают в роли проводников государственной политики. В условиях демократического режима профсоюзы выдвигают экономические требования и решают стоящие перед ними проблемы путем согласования своих позиций с возможностями государства удовлетворить предъявленные требования
Своеобразную роль в политической системе играет церковь как социальный институт, занимающийся духовной деятельностью. Отношение государства к церкви как элементу неполитического характера закреплено в конституциях современных государств, в том числе в Конституции РФ 1993г. (ст.14). В соответствии с Основным Законом церковь формально исключена из политической системы. Однако прямо и косвенно церковь пользуется своим духовным влиянием для участия в политической жизни, то есть фактически является элементом политического общества.