Одним из видов работы является скороговорка на заданный звук.
Цель этой работы заключается в формировании умений интонационно выделять какой-то звук, вслушиваться в произношение, в стремлении повторять его как можно чаще.
Здесь необходимо помочь каждому ребенку преодолеть страх при произношении, помочь ему и позднее испытать радость от успеха.
Подбирать скороговорки, необходимо на те звуки, которые часто неверно произносятся детьми.
Скороговорки на первом этапе рекомендуют произносить медленно, работая над каждым звуком - словом, выделяя звуки при многократном повторении. Это могут быть такие скороговорки:
(ш)-(с)
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
(щ)-(ч)
Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
(ж)
Жук жужжит под абажуром, жужжит жужелица, жужжит кружится.
(ш)
Шесть мышат в уголке шуршат.
(с)-(з)-(ц)
Стоит воз овса, возле воза – овца.
(ж)-(ш)
Змея шипит, а жук жужжит.
У каждой скороговорки своя игра звуков, которая не повторяется.
Каждая из них решает свою задачу.
Много работы проводится над парными согласными, похожими по произношению.
|
|
Ребенку приходится внимательно прислушиваться, приучать себя слушать произносимое слово и, слыша его, уметь его произнести.
Таким образом, в игре мы учим детей слышать, а это очень важный фактор в процессе всего обучения, это залог успеха.
Скороговорки помогают:
- учить детей управлять своим голосом;
- развивать эмоциональность, выразительность речи детей;
- отрабатывать скорость проговаривания скороговорок, добиваясь чистоты их произношения;
- научить детей управлять своими чувствами, развивать артистические данные;
- расширять кругозор детей, развивать воображение и память.
Приведём пример, способствующий выполнению поставленной цели.
- Учим детей говорить тихо, шепотом, громко.
Белые бараны били в барабаны.
Произнесите эту скороговорку громко, голосом изображая бой барабана.
Мышонку шепчет мышь:
-Ты всё шуршишь, не спишь?
Мышонку шепчет мыши:
- Шуршать я буду тише.
Произнесите эту скороговорку шепотом, протягивая в звучании звук (Ш) и создавая тем самым образом шуршащего мышонка.
Проворонила ворона воронёнка.
Начать проговаривание громко, постепенно переходя на шепот, а потом на работу только губами.
Из-под топота копыт пыль по полю летит.
Анализ скороговорок, собранных В.Далем, показывает, что их диапазон необычайно широк.
Не многие жанры литературы могут состязаться со скороговорками в подобном разнообразии.
Таким образом, скороговорки и чистоговорки играют огромную роль в развитии не только речи, но и творческих способностей детей.