Геродот, История, VI, 60

Геродот (ок. 484 - 425 г г. до н. э.) - уроженец Галикарнаса в Малой Азии, знамени­тый греческий историк. Написал «Историю», содержащую описание греко-персидских войн (до 478 г до н. э.), в которой также излагается множество фак­тов и легенд из древнейшей истории Греции и Персии.

Следующая черта свойственна лакедемонянам и египтянам: их глашатаи, флейтисты и повара наследуют занятия отцов, так что сын флей­тиста становится флейтистом, сын повара - поваром, а сын глашатая - глашатаем; другие при всей звучности голоса не могут их вытеснить, так как свои обязанности они исполняют по праву наследства.

Хрестоматия по истории Древней

Греции/ Под ред. Д. П. Каллистова.

– М.: Мысль, 1964. – С. 123.


Ксенофонт, Лакедемонская Полития, 15

Ксенофонт (ок. 430 - 355 гг. до н. э.) - знаменитый афинский историк, известный своей приверженностью к Спарте. В «Лакедемонской Политии» Ксенофонт дает идеализированную картину общественной жизни спартанцев, считая, что гражда­не здесь имеют высокие моральные качества, а государство прочно. Однако он при­знавал, что наблюдается отступление от старых законов и начинается падение нравов. Хотя греки безоговорочно автором данного трактата считали Ксенофонта, некоторые современные ученые подвергают его авторство сомнению. Тем не менее может считаться установленным факт составления трактата в начале IV в. до н.э. в Афинах в близких к Ксенофонту аристократических кругах.

Я хочу еще рассказать, какие взаимоотношенияЛикург уста­новил между царями и общиной граждан, ибо царская власть - единствен­ная, которая остается именно такой, какой она была установлена с самого начала. Другие государственные установления, как всякий может убедиться, уже изменились и продолжают изменяться даже сейчас. (2) Ликург предписал, чтобы царь, ведущий свое происхождение от бога, совершал все общественные жертвоприношения именем государства. Он также дол­жен вести войско туда, куда ему покажет родина (3) Царю предоставляет­ся право брать почетную часть жертвенного животного. В городах периэков царю разрешают брать себе достаточное количество земли, чтобы он имел все необходимое, но не был богаче, чем следует. (4) Чтобы цари не питались дома, Ликург предписал им участвовать в общественных трапе­зах. Он разрешил им получать двойную порцию не для того, чтобы цари ели больше других, а для того, чтобы они могли почтить пищей того, кого пожелают. Кроме того, Ликург дал право каждому царю выбирать для своей трапезы двух товарищей, которые назывались пифиями[20]. (5) Царям также было предоставлено право получать поросенка от каждой опоро­сившейся свиньи; это было сделано для того, чтобы у царя никогда не бы­ло недостатка в жертвенных животных, если у него возникнет необходи­мость посоветоваться с богами. (6) Пруд, находящийся поблизости от цар­ского дома, обеспечивает снабжение водой. Насколько это полезно, знают те, кто не имеет подобного водоснабжения. При появлении царя встают все, кроме эфоров, которые продолжают сидеть на своих стульях. (7) Эфо­ры и царь ежемесячно обмениваются клятвами: эфоры присягают от лица полиса, царь - от своего имени. Царь клянется править, сообразуясь с зако­нами, установленными в государстве, а полис обязуется сохранять царскую власть неприкосновенной, пока царь будет верен своей клятве. (8) Таковы почести, воздаваемые царю в Спарте при его жизни. Они лишь немного отличаются от почестей, оказываемых частным лицам. Действительно, Ликург не желал ни внушить царям стремление к тирании, ни возбудить зависть сограждан к их могуществу.

Хрестоматия по истории Древней

Греции/ Под ред. Д. П. Каллистова.

– М.: Мысль, 1964. – С. 125-126.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: