Эту задачу развития ребенка первого года жизни можно отнести к задаче знакомства со своим телом и к работе пищеварительной и выделительной системы. Установление такого контроля начинается с мочеиспускательного рефлекса, о котором уже говорилось выше. По мере развития ребенка этот рефлекс трансформируется и служит основой для формирования сознательного контроля за мочеиспусканием и дефекацией. Этапами установления этого контроля являются связь функции и тела, знакомство с продуктами своей жизнедеятельности и установление зрительного контроля за работой сфинктеров.
Адаптационный период развития ребенка
Первые три дня жизни
Первые три дня после рождения мимика младенца выражает его впечатления от родов. Чем тяжелее были роды, тем печальнее и серьезнее выражение его лица. Во сне малыш может беспричинно плакать, при этом на его лице видна печать безысходного страдания. В периоды бодрствования ребенок недоуменно осматривается, будто спрашивая: что со мной произошло? Если роды были легкими, то такое напряженное обдумывание заканчивается сравнительно быстро, уже через несколько часов. Об этом свидетельствует появление бессознательной улыбки во время сна и блуждающей улыбки в состоянии бодрствования, когда у малыша воспроизводятся благостные воспоминания о внутриутробном периоде жизни. Появление бессознательной улыбки — это свидетельство того, что новорожденный начал преодолевать состояние родового стресса.
|
|
Третий — четвертый день
К этому времени при условии физиологических родов, какими бы трудными они ни были, малыш начинает выходить из состояния родового стресса. На третий день после рождения у ребенка появляется бессознательная улыбка во сне и в состоянии дремы. Одновременно у новорожденного идет интенсивная адаптация к новым условиям жизни, О происходящих переменах и в том числе перестройке сознания может свидетельствовать появление ясного осмысленного взгляда. Лучшим показателем является появление осмысленности во взгляде на 4-й день, но нормой считается, если осмысленность появляется до 10-го дня.