Это самое привлекательное для детей, традиционное для вожатых и очень трудное, как для первых, так и для вторых.
«Огонек» - это коллективное обсуждение отрядом и вожатым пережитого дня, анализ проведенных дел, разбор складывающихся взаимоотношений. Само название «огонек» связано с вечерним пионерским костром. Но слово «огонек» означает не только костер, это искорка заинтересованности каждого делами коллектива и судьбой товарища, тенями взаимоотношений и светом дружбы. Вот почему костер - вовсе не обязательный атрибут «огонька». Главное в нем содержание и тональность разговора, обсуждение.
Правила поведения на «огоньке»:
· Если хочешь выступить, не выкрикивай с места, а подними руку;
· Внимательно слушай, дай договорить до конца каждому, не перебивай;
· Критикуй не с целью унизить, а помочь, посоветовать;
· Правило «свободного микрофона» - никого нельзя заставлять выступать на «огоньке» или запрещать говорить;
· На «огоньке» говорят то, что думают - откровенно и принципиально;
|
|
· Береги время - соблюдай регламент.
Различают следующие виды «огоньков»:
· «Огонек знакомства»
· «Огонек - анализ дела»
· «Огонек дежурного отряда»
· «Огонек прощания»
· «Огонек - откровенный разговор»
· «Огонек - анализ дня»
«Огонек знакомства»
Вариант 1. Рассказ эстафета: «Расскажи мне о себе». Для рассказа предлагается схема: как зовут? откуда приехал? какое поручение выполнял в школе? чем увлекаешься? чему хотел бы научиться?
Вариант 2. Творческие группы
· ТОТ (творческие объединения тёзок)
· Круги интересов - песни, спорт, кино, чтение и т.д.
Вариант 3. Тематический разговор:
· Мой идеал, мой любимый герой и т.п.
· День, который мне запомнился
Лучше узнать друг друга, адаптироваться в новом коллективе легче всего в игре. Игры – знакомства:
«Снежный ком». Отряд стоит (сидит в кругу). Вожатый начинает первым, он произносит своё имя. Следующий человек повторяет имя вожатого и называет своё имя. Далее задача усложняется. Нужно не сбиваясь назвать имена ребят, начиная с имени вожатого. Тому, кто ошибется, предстоит «штрафной круг» (например, проскакать на одной ножке по всему кругу).
«Паутинка». В руках у вожатого катушка толстой нити, он и начинает рассказывать о себе. Вожатый обычно предлагает схему рассказа: нужно назвать имя, откуда приехал, о своих увлечениях, чему хотел бы научиться в лагере, чем хочет и может быть полезным отряду. Отматывая нить, вожатый передаёт её сидящим в кругу ребятам, но не рядом сидящим, а, напротив и т.д. Постоянно отматывая нить, ребята рассказывают о себе и передают катушку в произвольных направлениях. Таким образом, к концу разговора всех сидящих в кругу связывает причудливый узор паутинки.
|
|
«Орлятский круг». Вожатый держит в руках талисман отряда, любую игрушку, свечку, символизирующую огонек, фонарик и т.д. рассказывает о себе, о своих увлечениях. Затем передает игрушку в руки рядом сидящему и предлагает ему тоже рассказать о себе, и так далее по кругу до тех пор, пока переходящая из рук в руки игрушка не окажется снова в руках вожатого (воспитателя).
«Давайте познакомимся». Ребята стоят по кругу. Вожатый выходит во внешний круг и обходя ребят кого-нибудь «осаливает», тот сразу же направляется в противоположную сторону. Встретившись, они знакомятся и расходятся, стараясь первыми занять освободившееся в кругу место. Тот, кто не успел, становится ведущим.