МАРК ТВЕН (1835 – 1910)

Этот писатель — настоящее его имя Сэмюэль Ленхорн Клеменс — хорошо известен и детям, и их родителям. Его книги с одинаковым удовольствием читают люди всех возрастов.

Жизнь самого Марка Твена напоминает приключенческий роман. В юности он работал лоцманом на Миссисипи, во время Гражданской войны сражался на стороне конфедератов, а через месяц вместе с братом отправился в Неваду, где заболел «серебряной» лихорадкой. В 1862 году в печати появляются его первые статьи и заметки, и к Твену вскоре приходит известность.

Среди юных читателей наиболее известны два его романа — «Приключения Тома Сойера» (1876) и «Приключения Гекльберри Финна» (1884). Первую книгу Марк Твен называл гимном детству, переложенным прозой, а Джон Голсуорси считал обе книги «очаровательным эпосом юности».

Прозе Твена вообще свойственны юмор, улыбка, и в «Приключениях Тома Сойера» мы находим массу тому подтверждений. Главный герой книги — смелый, веселый и озорной мальчишка — не только играет и шалит. Он протестует против скучного мира взрослых, их глупых запретов, лицемерия и «лжи во спасение». Твен не просто создал веселую книгу—он затронул многие важные вопросы, и не только воспитания детей, но и другие гражданские проблемы.

Этот роман относится к раннему периоду творчества писателя, в нем еще закладываются основы того реалистического метода, который станет основополагающим для зрелого Марка Твена.

В «Приключениях Тома Сойера» очень сильны фольклорный элемент и стихия гротеска. В этом романе появляются уже и черты сатиры. Мир маленького городка, описанного Твеном, не только уютен, мил и добр, но и коварен, жаден и эгоистичен. Марк Твен пародирует нравоучительные «воспитательные» романы и повести для детей с их безжизненными персонажами и надуманными сюжетами.

В «Приключениях Гекльберри Финна» писатель обращается к более сложным проблемам.

«Вся современная американская литература, — писал Э. Хемингуэй, — вышла из одной книги Марка Твена, из его «Гекльберри Финна»... Лучшей книги у нас нет. И ничего равноценного с тех пор не появилось». Часто «Приключения Гекльберри Финна» считают лишь продолжением «Приключений Тома Сойера», однако это не совсем так. Если первая книга — гимн детству, то «Приключения Гекльберри Финна» — острое критическое произведение, в котором обличаются рабство и социальная несправедливость. Критики отмечали, что тон романа определяет подспудно звучащая тема взаимоотношений свободного белого мальчика и беглого раба-негра.

Основным конфликтом в романе становится противоборство естественной жизни и цивилизации. Гек преступает границы общепринятой морали, помогая беглецу обрести свободу и жестоко страдает при этом. Он идет наперекор всему обществу, но очень хорошо отдает себе отчет в собственных поступках в отличие от Тома Сойера, неутомимого выдумщика и озорника, часто не предвидящего последствий веселых проделок. Сам Твен писал о Геке в одной из своих записных книжек: «Доброе сердце и изуродованная совесть приходят в столкновение, и совесть терпит поражение».

Тем не менее заканчивается роман на мажорной ноте: белый подросток и беглый раб плывут на плоту по Миссисипи, и образ могучей реки выступает символом освобождения, символом величия человеческой души, способной преодолеть все препятствия и победить жестокости реальной жизни.

Образ честного, умного, смелого и доброго Джима совершенно не соответствует образу жалкого, глупого и забитого негра, который был принят в так называемой плантаторской литературе. Не случайно, что впервые роман был опубликован не в США, а в Англии. Книга о Геке неоднократно запрещалась на родине Твена и изымалась из библиотек.

Однако помимо этой дилогии в круг детского чтения входят два произведения Твена — «Принц и нищий» (1882) и сатирический роман «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» (1889). Последний представляет собой фантастическое приключение современных писателю людей во времена короля Артура. При этом было бы неправильно утверждать, что юные читатели могут увидеть в романе лишь его «приключенческую» сторону и не задуматься над содержащейся в книге едкой сатирой на существовавшие и существующие государственные и политические устройства.

«Принц и нищий» — роман исторический по своему содержанию, действие в нем происходит в XVI веке, во времена мрачного средневековья... Книга, обладающая высокой художественной убедительностью, заключает в себе большой познавательный потенциал — так много в ней информации. Юный читатель не только погружается в атмосферу жизни средневековой Англии, но и узнает о ее реалиях. По своему построению и заложенным в нем идеям роман этот просветительский и близок к жанру философской притчи.

Однако в «Янках из Коннектикута» этот просветительский элемент исчезает, уступая место острой сатире.

«Личные воспоминания о Жанне д'Арк сэра Лиу де Конта, ее пажа и секретаря» (1896) завершают исторический цикл Твена и являются последней попыткой писателя изобразить героический характер. Гибель Жанны, по Твену, совершенно объяснима и предсказуема. Таким, как она, — честным, прямым, смелым, верным — в реальной жизни нет места, Жанна обречена из-за людской корысти и продажности.

Марк Твен в своем творчестве затронул многие проблемы, которые после него продолжали волновать умы писателей и читателей. Его уроки бесценны для всей мировой литературы.

Во многом схож с юмором Марка Твена и заразительный смех, а порой и едкая ирония О. Генри (1862—1910), произведения которого тоже столь любимы подростками.

Жизнь самого писателя напоминает одну из его новелл. Настоящее имя О. Генри — У.С. Поттер. Банковский служащий, он был обвинен в растрате казенных денег, бежал в Гондурас, но вернулся домой, когда узнал, что жена его тяжело больна. Будущий писатель был арестован сразу после похорон и посажен в тюрьму. Именно там, боясь, что его несчастная дочь останется без подарка на Рождество, он написал свой первый рассказ. О. Генри стал знаменит сразу же после его выхода в свет.

Хотя очень часто о новеллах О. Генри и его единственном романе «Короли и капуста» видят лишь занимательный и смешной сюжет, тем не менее все они повествуют еще и об униженности маленьких людей, о социальном неравенстве и несправедливости. Читать его произведения интересно и полезно людям любого возраста.

Современным Геком Финном окрестили критики Холдена Колфидда, героя всемирно известной повести «Над пропастью во ржи» Джерома Дэвида Сэллинджера (род. 1919).

Сэллинджер — один из самых известных и самых таинственных из ныне живущих писателей Америки. Все дело в том, что начиная с конца пятидесятых годов он почти безвыездно живет в своем доме в Коннектикуте, где в бетонном бункере в саду каждый день по многу часов работает над очередной книгой. Такова одна из легенд.

В основе повести Сэллинджера «Над пропастью во ржи» — история нервного срыва подростка, которую читатели США восприняли как иносказательный рассказ о деградации нации. «Все напоказ, все притворство или подлость», — убежденно говорит герой повести, рассуждая о мире, в котором живет он сам и окружающие его люди.

Американцы восприняли Холдена как человека, живущего своими чувствами и эмоциями в мире людей, для которых подобных эмоций и чувств не существует. Он как бы абстрагируется от общества и смотрит на происходящее со стороны. Он нисколько не боится высказывать собственное мнение и тем резко отличается от окружающих. Холден — бунтарь в полном смысле этого слова, посмевший заявить, что все в государственной и социальной системе Америки — «липа».

Критики сравнили, как уже было сказано выше, героя Сэллинджера с героем Марка Твена, но между этими героями есть важные различия. Если Гек, как ни тяжело ему это порой дается, поступает по совести и вопреки законам общества, то Колфилд сделать этого не в силах. Он бунтует только на словах и ничем особо не рискует.

Тем не менее в ходе развития сюжета Колфилд меняется, он идет по пути взросления, старается вглядываться в реальную действительность и вместо пустого отрицания начинает понимать людей и тот мир, в котором они живут, — со всеми его хорошими и плохими сторонами.

В романе есть стилистические и композиционные особенности, которые были восприняты многими современными американскими писателями, — стремительный темп развития действия, вве-дение большого количества персонажей по ходу его, отсюда — подвижность сюжета и эпизодическое построение книги. Хронология повествования все время нарушается, в книге довольно заметно влияние натурализма, а язык максимально приближен к юношескому (подростковому) жаргону.

На смену Сэллинджеру в американской литературе пришло поколение «джинсовых» писателей — представителей поколения бунтарей-шестидесятников, пишущих «джинсовую» прозу. Одним из самых ярких представителей этого движения является Пауль Зиндель, школьный учитель, получивший в 1968 году Пулетцеровскую премию за роман «Опасные игры». Речь в нем идет о двух подростках, уставших от школы и разочаровавшихся в своих надеждах. Они бесцельно обзванивают город и случайно знакомятся со стариком, мистером Гриззатом, который никак не может смириться со смертью жены, живет в собственном мире грез и тешится собранием фарфоровых поросят. Подростки начинают двусмысленную игру со стариком, в результате которой он умирает. Чтобы хоть как-то искупить свою вину, Джон и Лоррейн решают описать случившееся так, как оно было.

Особенно сильна в романе критика взрослых (в отличие от ^Дйдлинджера, где родителям худо-бедно, но можно доверять, просто в критической ситуации от них нет никакой помощи). Джон однажды ночью смотрит на звезды и говорит: «Я бы предпочел умереть, чем стать таким взрослым, каких я знаю. Не могу понять, как можно жить, когда все смотрят на человека, как на какого-то урода, лишь потому, что он размышляет о Боге и смерти, о Смысле существования и Любви». Но тем не менее у Джона и Лоррейн есть надежда на счастливое будущее, и, пройдя через моральные испытания и нравственное очищение, они вновь возвращаются к нормальной жизни.

В современной Америке выпускается громадное количество книг. Они стали, по образному выражению одного критика, уже не просто потоком, а настоящим потопом, обрушивающимся на головы детей.

Условно их можно разделить на несколько типов: классические книги, о которых мы попытались кратко рассказать; литература о животных и природе; детективы и приключения, написанные специально для детей и подростков; книги в стиле «фэнтези». которые очень популярны у юных американцев и не всегда отличаются высоким качеством; научно-популярные книги и энциклопедии (многие из них слишком американизированы) и громадное количество комиксов.

В большинстве дешевых книг в жанре «фэнтези» мир осаждают силы космического зла, с которыми должен справиться герой-супермен и восстановить тем самым космическое равновесие. В центр внимания таких книг попадает не сам человек с его неповторимым внутренним миром, а макрокосмос. Тем самым на первый план выдвигается «экшен»—действие, и в итоге на рассуждения об этических проблемах просто не остается времени. Все куда-то спешат, кого-то взрывают, спасают, убивают, добивают...

К сожалению, в последние два-три года именно низкопробные детские книги США и переводились на русский язык.

Особняком стоят книжки издательства Уолта Диснея, но лишь первые выпущенные им книги считаются классикой тридцатых— сороковых годов, а вся последующая продукция — чисто коммерческая.

Очень сильна американская фантастика. Лучшие авторы в этом жанре, которые также входят в круг детского чтения, — это Рэй Брэдбери, Гарри Гаррисон, Пол Андерсон, Урсула Ле Гуин.

Рэя Дугласа Брэдбери (род. 1920) называют самым выдающимся из ныне живущих фантастов. Им написано более 800 романов, повестей, статей, рассказов, пьес, сценариев, стихов, рецензий. Одними из самых ярких детских его впечатлений были книги Л. Фрэнка Баума «Страна Оз» и новеллы Эдгара По. Первые пробы пера Брэдбери — готические рассказы-страшилки и страшные истории. С 1942 года он уже целиком отдается писательскому труду, зарабатывая им себе на жизнь.

Его романы и рассказы можно по праву называть научно-фантастическими, ибо писатель всегда уделял большое внимание успехам науки и техники. Во всех его произведениях говорится о конфликте творческого начала и механической тупости и неодухотворенности. В 1950 году появляются «Марсианские хроники», а в 1953 году — «451 градус по Фаренгейту», особенно глубоко разрабатывающие эту тему. На творчество Брэдбери несомненное влияние оказали романы Эдгара Бэрроуза, создателя книг о Тарзане и сериала о полете на Марс. Брэдбери один из самых гуманных фантастов в мире: он неустанно пишет о реальной опасности исчезновения всего человеческого в период наступления машин и электроники. И тем не менее он оптимист, ибо видит реальную сферу применения достижений научно-технического прогресса. Это космос.

В семидесятых годах на весь мир прославилась своей фантастической трилогией Урсула Ле Гуин. Герои ее перемещаются во времени и пространстве при помощи физических сил, подчиненных белой и черной магии. В первой части трилогии «Волшебник» рассказывается о Геде, который приезжает в школу волшебников учиться. Прежде всего ему предстоит понять, что сила, которая ему даруется, должна служить благому делу, а не удовлетворению собственных страстей и низменных желаний. Во втором томе трилогии — «Гробнице Атуана» Гед отваживается пробраться в зловещую гробницу Атуана и спасает жрицу, которую похитили еще в младенчестве. Ей он внушает, что она рождена не для зла, а для добра и должна нести его людям. В последней части — «Самый далекий берег» речь идет о поездке Геда вместе с принцем Арреном к самому дальнему берегу — границе с землями зла, чтобы испытать отвагу принца и сразиться с собственными грехами и темными силами. Фантастика Ле Гуин уходит корнями в книги Толкина и Льюиса. В них идет борьба между добром и злом, жизнью и смертью, тьмой и светом. И спасение можно обрести в знаниях и уверенности в себе и своих силах. Критика называет романы Ле Гуин интеллектуально-морально-философскими, экзотическими и увлекательными, заставляющими подростков задуматься над этическими вопросами. Ее книги свободны от политических лозунгов какого бы то ни было вида пропаганды. Они решают исключительно нравственные проблемы. Таковы основные этапы развития детской и юношеской англоязычной литературы Америки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: