Глава вторая. Что такое масонство

МАСОНСТВО по ОПРЕДЕЛЕНИЮ МАСОНСКИХ УСТАВОВ ОРГАНИЗАЦИЯ ОРДЕНА

Орден свободных каменщиков, -говорит- Тира Соколовская,- есть всемирное тайное общество, поставившее своей целью вести человечество к достижению земного Эдема, златого века, царства любви и истины, царства Астреи>*.

По определению собственных уставов масонства (параграф 1 конституции <Великого Востока Франции>, 1884 год) - <франк-масонство есть учреждение глубоко филантропическое и прогрессивное. Оно ставит своей целью искание истины, изучение мировой морали и применение принципа солидарности. Франк-масонство работает над материальным и моральным прогрессом, над умственным и общественным совершенствованием человечества. Его принципы: взаимная терпимость, уважение своего и чужого достоинства, полная свобода совести. Франк-масонство, полагая, что метафизические понятия есть личное дело каждого, отказывается от деспотических утверждений. Его девиз: свобода, равенство, братство>**. Главнейшие средства, которые употребляет франк-масонский союз для достижения своей высокой цели и в которых он поэтому видит путь, ведущий к развитию истинной гуманности, - это работа над самим собой, благотворительность, сближение людей. Франк-масоны, будучи рассеяны по всему миру, составляют одну ложу франк-масонскую. Никакой разницы между французским и английским масонством, как нередко пытаются масоны ввести профанов в заблуждение, не существует. Масонство едино и имеет одну цель.

* Т. Соколовская. Масонские системы. - Масонство в его прошлом в настоящем. Т. II.

** А. А. Боровой. Современное масонство на Западе. М., 1922. С. 12.

Брат Рагон, имеющий степень Кадоша, по этому поводу говорит: <Масонство не принадлежит ни к какой стране, его нельзя назвать ни французским, ни шотландским, ни американским. Оно не может быть ни шведским в Стокгольме, ни прусским в Берлине, ни турецким в Константинополе потому только, что оно там существует. Оно одно и всемирно. Оно имеет многие центры своей деятельности, но в то же время имеет один центр единства>*.

<Мечтая о всесветном братстве, - пишет Соколовская, - масоны желают видеть свой орден распространенным по всей земле. Ложи - это мир>**.

Согласно этим принципам, основы устройства являются общими для всего братства вольных каменщиков, так как слово <франк-масон> по-русски значит <вольный каменщик>. Помещения, в которых собираются <братья каменщики>, называются ложами. Обозначается ложа символом - продолговатым прямоугольником, а этим знаком, по объяснению масонов, обозначалась до Птолемея' вселенная.

<Ложу свою масоны часто называют Соломоновым Храмом, считая его идеалом всякого храма, ибо Соломон, воздвигая свой храм, это чудо по великолепию и красоте, предназначен его не только для последователей закона Моисея, но и для людей всякого вероисповедания, для всех, кто только пожелал бы посетить храм, чтобы послужить Богу. Вступать в Соломонов Храм стремились те, которые почувствовали "духовный глад", которые, поняв, что их окружает слепая тьма, искали света>***.

Символы и масонские ритуалы имеют еврейское происхождение. Описывая в своей истории работу масонов во время революции 1789 года, Луи Блан, который сам принадлежал к масонам, по этому поводу говорит следующее; <Повсюду над престолом, где заседал председатель каждой ложи, или мастер стула, была изображена сияющая дельта, в средине которой еврейскими буквами было написано имя Иеговы>****.

Это же подтверждает и антимасонский писатель А. Д. Философов. <Первое, - говорит он, - что поражает каждого, входящего в масонскую ложу, - это имя Иеговы, окруженное лучами и написанное по-еврейски над жертвенником или троном, к которому не прежде должно приблизиться, как пройдя через две ступени, означающие экзотерическое (внешнее) и эзотерическое (внутреннее) масонство. Известно, что франк-масоны шотландского ритуала прямо признают себя служителями Иеговы, и это не как Бога христианского, а как бога иудейского, освобождающего их от новых обязанностей, налагаемых учением Христовым>*.

* А. Д. Философов. Разоблачение великой тайны франк-масонов. С. 79.

** Т. О. Соколовская. Русское масонство и его значение в истории общественного движения. СПб., 1907.

*** Там же.

**** Александр Селянинов. Тайная сила масонства. СПБ.. 1911. С. 73.

Каждой ложе присваивается особое название в честь людей, отличившихся великими добродетелями, в память мифических божеств и в память особо чтимых масонами символов.

Работами вольные каменщики называют совершение различных обрядов, как-то: прием в орден профанов и дальнейшие посвящения в более высокие степени, а также стремление к собственному просвещению и усовершенствованию. Востоком называется высшее управление, <ибо восток край избрания>, откуда с седой древности <изливалась высшая мудрость>. Конституцией называется учредительная грамота, которая выдастся ложам от высшего правления, или Востока. Во главе каждой ложи стоит управляющий Мастер, Венерабль, Префект, Настоятель, Председатель; пособник управляющего называется Наместным Мастером. Остальные должностные лица в ложах: 1-й и 2-й Надзиратели, Секретарь или Хранитель печати, Вития, или Ритор, Обрядоначальник, Приуготовитель, В водитель, или Брат Ужаса, Казначей, или Казнохранитель, Попечитель о Бедных, Милостыне собиратель, или Стюарт, и помощники его - диаконы.

Для образования ложи необходима наличность масонов первых трех степеней в количестве не менее трех человек, но это на практике почти не встречающийся минимум. Хотя статны и говорят, что три мастера образуют ложу, но <правильная ложа> состоит из трех мастеров и двух подмастерьев или трех мастеров, двух подмастерьев и двух учеников. Она должна иметь следующих чинов: во главе один мастер ложи, или мастер стула, два надзирателя, или наблюдателя, два руководителя, казначей, секретарь, церемониймейстер, внутренний и внешний сторожа. Управляющий целым союзом лож называется Гроссмейстером, т. е. Великим Мастером; если же союз подчинялся высшему орденскому правлению, заседающему в другой местности или в другом государстве, то союз лож назывался областным или провинциальным, а стоящий во главе его мастер – провинциальным Великим Мастером. При наличности многих лож для большего единения и порядка ложи образуют единую Великую Ложу, или Высшее Управление. Великие ложи заключают друге другом конкордаты, т. е. условия взаимоотношений: такой конкордат был даже напечатан в 1817 году при Александре I двумя великими ложами России.

* А. Д. Философов. Разоблачение великой тайны франк-масонов. С. 65.

СТЕПЕНИ МАСОНСТВА АНГЛИЙСКОЕ и ШОТЛАНДСКОЕ МАСОНСТВО

Коренными, основными степенями масонства почитаются три: ученическая, товарищеская и мастерская. Число степеней в различных системах не одинаково, их бывало 5, 7, 9, 33, 99, то есть обычно нечетное число, и все эти числа имеют особое значение в масонской символике.

Системы назывались в честь страны и государства, в котором зародились и развились. Существовали системы английская, французская, шведская, иногда системы назывались в память главного организатора и инициатора: известны системы Фесслера, Сен-Мартена Циннендорфа, Шредера, Мелиссино и другие. Наконец, наименование системы заключало указание на цель и характер работ: так, были наименования системы <духовного рыцарства> - Лопухина <иллюминатов>, то есть просвещенных, - Вейсгаупта", <розенкрейцеров>, то есть Розы и Креста. Самая распространенная - это английская система. Английское трехстепенное, или Иоанновское, масонство имело отличительный цвет золота и небесной лазури (голубое масонство). Три степени, непосредственно следующие за Иоанновскими (трех - степенное, символическое масонство), обыкновенно называются шотландскими - на основании предания о нахождении их в этой стране - и Андреевскими - в честь своего покровителя Андрея Первозванного, патрона Шотландии.

В большинстве систем с высокими степенями шотландские степени служили переходной ступенью к рыцарским, тамплиерским или розенкрейцерским. В шотландских степенях начинались работы умозрительные, относящиеся к области герметической философии и теософии; в них же вырабатывались <насадители> каменщицкого учения, пропаганда масонства возводилась в должность. В рыцарских воительствующих степенях посвященные приготовлялись к выступлению борцами со злом мира в различных его проявлениях. Наконец, степени Креста и Розы наставляли Каббале, магии и даже практическим алхимическим работам. Обрядность Иоанновского масонства была несравненно проще обрядности всех остальных степеней. Члены Иоанновских лож – это мечтательные проповедники, надеявшиеся путем совершенствования каждой отдельной личности достичь рая на земле. Пароль Иоанновского масонства - <Сейте семена царския света>. В голубом, Иоанновском, масонстве преобладает символика этических начал: начал равенства, братства, всечеловеческой любви и непротивления злу.

Обрядность высоких степеней, то есть шотландского масонства, символизировала борьбу за идеал силою, славу мученичества за идею, нещадную жестокость к врагам и предателям. Шотландское масонство называлось красным. Красный цвет означает кровь, которую должны были без сожаления проливать масоны в борьбе за свет. Члены красных лож долженствовали быть неустрашимыми борцами за идеи. Девиз масонов Шотландских лож: <Победить или умереть>.

ТАЙНОСТЬ ОРДЕНА. ВНЕШНЕЕ и СКРЫТОЕ МАСОНСТВО Орден вольных каменщиков - организация глубоко конспиративная. В <старых> законах под страхом смертного наказания воспрещалось предавать масонские тайности перу, кисти, резцу, допускалась одна только устная передача тайн после предварительной клятвы в хранении молчания.

С ростом масонской организации и увеличением членов стало невозможно скрыть от постороннего наблюдения работу масонов.

Современное масонство считает себя настолько сильным, что не скрывает своей работы и выступает совершенно открыто. Но эта общая осведомленность может простираться лишь на внешнее, видимое масонство, но не на скрытое, тайное масонство, проникнуть в недра которого довольно трудно.

Известный русский масон граф Михаил Юрьевич Виельгорский в одной из своих поучительных бесед в 1818 году выразился так: <Можно иметь некоторые знания о масонстве, но самого масонства не знать>. Все степени масонства тесно связаны одна с другой свыше исходящими приказами власти повелевающей. Стоящие внизу беспрекословно повинуются невидимой для них воли сверху. Ученик не знает, что делает товарищ, товарищ не знает о целях и работе мастера.

<Главное же, что ученик из высших знает только несколько товарищей и мастера своей ложи, остальные пребывают в неизвестности. Но им зато вполне известно, и на этом все построено. Товарищ может бывать везде среди учеников, но для них он только ученик. Мастер может бывать везде среди товарищей и учеников; но бывает он инкогнито: для товарищей он - товарищ, для учеников - ученик. И такая система конспирации проведена во всех дальнейших ступенях - вот почему приказ, изданный сверху, каков бы он ни был по содержанию, автоматически выполняется внизу безответственными орудиями. Только в пределах своей ложи ученик знает несколько масонов высших посвящений своих "семь", то есть <по классу занимаемой должности>, все остальное скрыто от него густой пеленой таинственности>*. Совершенно точно вопросы структуры масонства освещает Л. Де Понеси. <Напомним, - пишет он, - что когда масон посвящается в высокую степень, то:

1) это делается навсегда;

2) он выбирается высшей группой, а не избирается путем голосования равных ему;

3) его прежние товарищи по ложе часто не знают о его высшем посвящении, хотя он официально продолжает посещать ложу>.

* Григорий Бостунич. Масонство и русская революция. Нови Сад. 1922.

Масон посвящается в высокую степень только после продолжительного и тайного наблюдения за ним, если он признан достойным возвышения; применяется не нивелирующий принцип всеобщего голосования, но автократический принцип абсолютной власти. Масонство представляет собой как бы пирамиду в три главных этажа.

В основании находится голубое масонство (ученики, подмастерья и мастера) - своего рода депо, из которого выбираются те, из кого составляется высшее масонство; здесь проходится стаж и приобретается масонская формировка и связи, необходимые для распространения масонства. Выше стоит масонство высоких степеней, которые, несмотря на свое название, все же служат только началом для передачи и связи. На вершине пирамиды стоит высшее интернациональное масонство, где начинается непроницаемая тайна*.

Таким образом, о тайной организации масонства подавляющее большинство масонов нс имеет никакого представления. Альберт Пайк, масон высокого посвящения, великий командор южной юрисдикции масонства шотландского обряда Соединенных Штатов Америки, в своей книге <Учение и догматы древнего и принятого шотландского обряда масонства, пишет: <Голубые (или синие) степени масонства являются "только внешним двором или прихожей храма". Часть символов показывается там посвященному, но его намеренно ложными объяснениями их заставляют заблуждаться. Не имеется намерения дать ему понять их. Их истинное объяснение сохраняется для адептов, князей масонства. Вся совокупность царственного и священного знания (искусства) была скрыта так заботливо столетия тому назад, что ныне почти невозможно отгадать некоторые из загадок. Достаточно для масс тех, кто называется масонами, думать, что все содержание в "голубых" степенях. Тот, кто пробовал бы вывести их из обмана, работал бы напрасно и бесплодно, нарушил бы свои обязанности как адепт (допущенный). Масонство - истинный сфинкс, погребенный до головы в песке сгрудившимися вокруг него веками!>**

* Л. де Понсен. Тайные силы революции.

** Николай Скрыпников. Масонство. Париж. 1921. С. IS.

ПРИНЯТИЕ в ЛОЖУ. КЛЯТВА. РИТУАЛЫ и символы МАСОНСТВА При приеме в масонство от вновь вступающего требуются гарантии.

Желающий сделаться вольным каменщиком должен заручиться рекомендацией кого-либо из членов той ложи, в которую он желает быть принятым.

Затем наступает сложнейшая церемония приема - это обряд посвящения в первую масонскую степень ученика. В назначенный день и час поручитель, завязав профану глаза, вез его в помещение ложи, где все приглашенные каменщики уже находились в сборе.

Посвящаемый ступал на начертанные знаки на ковре, не понимая еще масонского значения его символических фигур: тайна символов разоблачалась только давшим клятву сохранения тайны и соблюдения орденских знаков. Свое решение вступить в братство посвященный скреплял не только клятвой на Библии, но и на обнаженном мече, предавая в случае измены свою душу вечному проклятию, а свое тело - смерти от суда братьев. Посвященный читал затем следующий текст клятвы: <Клянусь во имя Верховного Строителя всех миров никогда и никому не открывать без приказания от ордена тайны знаков, прикосновений, слов, доктрины и обычаев франк-масонства и хранить о них вечное молчание, обещаю и клянусь ни в чем не изменять ему ни пером, ни знаком, ни словом, ни телодвижением, а также никому не передавать о нем ни для рассказа, ни для письма, ни для печати или всякого другого изображения и никогда не разглашать того, что мне теперь уже известно и что может быть вверено впоследствии. Если я не сдержу этой клятвы, то обязываюсь подвергнуться следующему наказанию: да сожгут и испепелят мне уста раскаленным железом, да отсекут мне руку, да вырвут у меня изо рта язык, да перережут мне горло, да будет повешен мой труп посреди ложи при посвящении нового брата как предмет проклятия и ужаса, да сожгут его потом и да рассеют пепел по воздуху, чтобы на земле не осталось ни следа, ни памяти изменника>*.

Принимаемому вручается белый кожаный запон (фартук) как знак, что профан вступил в братство каменщиков, созидающих Великий Храм человечества, ему дают лопаточку серебряную, неполированную. <ибо отполирует ее прилежное употребление при охранении сердец от нападения от расщепляющей силы>, пару белых мужских рукавиц - в напоминание того, что лишь чистыми помыслами, непорочной жизнью можно надеяться возвести Храм Премудрости. Ритуалы и символы имеют существенное значение для уяснения масонской организации и преследуемых ею целей. Линейка и отвес символизировали равенство сословий. Угломер - символ справедливости. Циркуль служил символом общественности, а наугольник, по другим объяснениям, означал совесть. Дикий камень - это грубая нравственность, хаос, кубический камень - нравственность <обработанная>. Молоток служил для обработки дикого камня. Молоток, являясь принадлежностью мастера, служил символом власти. Молоток - символ молчания, повиновения и совести; по другим объяснениям, молоток означает веру. Лопаточка - снисхождение к слабости человеков и строгости к себе. Ветвь акации - бессмертие; гроб, череп и кости - презрение к смерти и печаль об исчезновении истины.

* А. Д. Философов. франк-масонов. С. 39-40

Одежды масонов изображают добродетель. Круглая шляпа - символ вольности. Обнаженный меч - карающий закон, это символ борьбы за идею, казни злодеев, защиты невинности. Кинжал - это символ предпочтения смерти поражению, борьбы на жизнь и смерть. Кинжал носился на черной ленте, на которой был вышит серебром девиз: <Победи или умри!>

ОБЩАЯ ЭМБЛЕМА МИРОВОГО МАСОНСТВА – ПЯТИКОНЕЧНАЯ ЗВЕЗДА

<Независимо от света видимого, - пишет масон высокого посвящения доктор Папюс - они (братья) узнавали о существовании света невидимого, который представляет собою источник неизвестных сил и энергии, - этот тайный свет, освещающий каждого человека, приходящего в этот мир, изображается в виде пятиугольной звезды; он был символом человека, излучающего из себя таинственный свет. и устанавливал, таким образом, эту чудную эмблему - пламенеющую звезду>*. Молоток, наугольник и циркуль почитались наиважнейшими символам. <В ритуалах и символах, - говорит Соколовская, - раскрывалась вся сущность масонской организации: тайна, неразрывная связь каждого отдельного члена со всем обществом, наказуемость предателей, защита общества и отдельного брата, широкая пропаганда масонских идей и борьба за масонские идеалы>. Посвящаемый получает диплом своего причисления к ордену, и этим вся церемония принятия в первую степень ученика заканчивается. В качестве ученика принятый в масонство работает над собой, совершенствуется в добродетелях, усваивает <царственную науку вольных каменщиков> и подготовляется к прохождению других, более высоких степеней. Через некоторое время среди учеников происходит отбор, и достойных посвящают во вторую степень товарищей, или подмастерьев.

* Доктор Папюс. Генезис и развитие масонских символов. СПб.. 1911. С. 67.

Далее идет третья степень - степень мастера, которой достигают весьма немногие счастливцы. Большинство так и кончает свою карьеру членами двух степеней - ученика и товарища.

ПОСВЯЩЕНИЕ в СТЕПЕНЬ МАСТЕРА. ЛЕГЕНДА ОБ АДОНИРАМЕ Акт принятия в третью степень сопровождается разнообразными таинственными церемониями.

При посвящении в степень мастера раскрывается значение легенды об Адонираме. При приеме в степень мастера ложа вся затягивалась черными тканями; на стенах черепа и кости с надписью, на полу черный ковер с нашитыми золотыми словами, и посреди ковра открытый гроб; трехсветные светильники поддерживались человеческими скелетами, <коих всегда поставлялись трое>.

По правую сторону от жертвенника на искусственном земляном холме сверкала золотая ветвь акации. Все братья символизировали глубокое горе: это было горе по убиенном строителе Соломонова храма - Адонираме. Обряд посвящения изображал убийство Адонирама, причем посвящаемый исполнял его роль: мудрый Соломон, который был одним из избранников познания символов, выражавших собой <хранилище святыни всезнания Адама до грехопадения>, задумал построить Великий Храм, и так построить его, чтобы он символически передал потомству, всем жаждавшим познать истину божественные познания. Главным строителем храма был назначен Адонирам, обладавший знанием <божественной истины>; рабочих для постройки этого храма было собрано 130 000 человек, которых Адонирам разделил на три степени: учеников, товарищей и мастеров. Каждой из этих степеней было дано символическое слово: ученикам - Иоаким, товарищам - Вооз, а мастерам - Иегова, но так, что мастера знали свое наименование и наименование низших степеней, товарищи - свое слово и слово учеников, а ученики знали только свое слово.

Мастера за свою работу получали более высокую плату, что вызывало желание трех товарищей выпытать у Алонирама мастерское слово. Воспользовавшись тем, что по вечерам Адонирам ходил осматривать в храме работы, первый из них остановил его у южных ворот и стал требовать от него, чтобы он открыл ему слово мастеров, и, не получив желаемого, ударил Адонирама молотком. У северных ворот другой товарищ нанес ему удар киркой. Адонирам бросился спасаться, и едва он успел бросить в колодец золотой священный треугольник, символ всесовершенства духа, божеское начало (на треугольнике было таинственное изображение имени Иеговы), как третий товарищ нанес ему смертельный удар циркулем у восточных ворот. Убийцы унесли и схоронили тело Адонирама. По приказу Соломона тело было найдено, ибо земля оказалась рыхлой, а воткнутая ветвь акации, которою убийцы отметили место погребения Ддонирама, зазеленела. Мастера из боязни, что древнее мастерское слово уже потеряло значение, решили заменить слово <Иегова> первым, которое будет кем-либо из них произнесено при открытии тела погибшего мастера. В это мгновение открылось тело. и когда один из мастеров взял труп за руку, то мясо сползло с костей, и он в страхе воскликнул: <Мак бенах> - что по-еврейски значит <плоть от костей отделяется>. Это выражение и было принято отличительным словом мастерской степени. В мастерском обряде тремя ударами молота посвящаемый повергается в гроб. Положенного в гроб покрывают красной, как бы окровавленной, тканью; на сердце возлагаются золотой треугольник с именем <Иегова> и ветвь акации, в головах и ногах гроба помещают циркуль и треугольник.

Подлинный смысл этой легенды раскрывает знаток масонства А. Д. Философов. <В этой легенде, - говорит он, - нельзя, однако не признать символического языка евреев, напоминающего собой библейскую и еще более талмудическую письменность. Нельзя также не видеть, что легенда вымышлена по Воскресении Христа Спасителя. Во-первых, потому, что ни в одном из памятников еврейской литературы ни о каком Адонираме, как главном строителе Соломонова храма, не упоминается, и еще более потому, что легенда эта, в которой самомалейшая подробность осмыслена, заключает в себе намеки, очевидно, направленные против сказания святых Евангелистов о Воскресении Христовом>. <Из повествования святых Евангелистов видно, что три ученика, то есть Петр, Иоанн и Мария, тоже пришли ко гробу, "идеже бе тело Иисусово", чтобы допросить гроб о том последнем роковом слове, которым должна закончиться великая идея новорожденного христианства. Но в этом гробу, предмете их надежды и страха, они уже не нашли тела Иисусова, а только гробовые пелены, а возле пелен - светлого ангела, жителя бесплотного лешего мира, пришедшего возвестить им то новое слово, то радостное "Христос воскресе!", которым отныне утверждалось на земле учение Христа еще прежде, чем Сам Господь, по сказанию Евангелистов, предстал перед всеми вениками своими "дверем затворенным">.

<В мистерии Адонирама <...> также и к его гробу приходят, чтобы узнать о заветном слове, без которого нельзя было закончить построение Храма иудейского, но приходят нс только три веника и в числе их женщина, а трижды три, притом нс ученики уже, а мастера, то есть учители. И что же - вместо Адонирама, который, как главный строитель храма Соломонова, с иудейской точки зрения несравненно более имел права на бессмертие, чем сын Марнин, все они находят в гробу только гниющий труп. Вместо появления ангелов, которые бы подтверждали своим видимым присутствием идею загробного существования и поведали бы им о тайне Воскресения, они только находят перед собою картину разрушения. Тогда, удовлетворяясь этим свидетельством внешних чувств, они говорят друг другу "Мак бенах", то есть "плоть разрушается">.

<И поэтому "Мак бенах" - зерно будущего скептицизма, свидетельство их собственных чувств, противопоставляемое свидетельству апостолов о Воскресении Христовом; "Мак бенах" - это про- тест против возможности загробной жизни, утверждаемой о невозвратном "Христос Воскресе", это возведенная в догмат саддукейская ересь, первый и необходимый шаг к ниспровержению христианства и возведению на место столь нетерпеливо ожидаемого времени Соломона, то есть всемирного иудейского Храма. Но строить Храм, возводить столп, стены или город означает на языке адептов установлять и распространять какое-либо религиозное учение. И потому принять слова " Мак бенах" в основание тайных работ для распространения иудейского Храма значит разрабатывать и распространять скептицизм и философию материализма, основанием для которой отныне должен служить гниющий человеческий труп, не дающий другого ответа для иудейских искателей истины, кроме заключающихся в свидетельстве чувств, в картине собственного его разрушения>. <Но сорвем последний остаток аллегорической завесы, скрывающей действительность: смерть Адонирама, как главного строителя храма Соломонова, - это падение ветхозаветного иудейства; три иудейских работника, умертвившие Адонирама, - это три Иисусовых ученика, которые, как говорит Писание, первые распространили весть о Воскресении распятого иудеями Иисуса; знак ужаса, посредством которого отныне тайно будут узнавать друг друга мастера ордена, это выражение затаенной, передаваемой из рода в род мести убийцам Адонирама; радостный, раздающийся при виде оживленного иудейского трупа вопль - это наступившее торжество древнего иудейства над христианством, падение которого по иудейскому плану должно совершиться через самих же христиан, так как еще недавно отменено постановление франк-масонского ордена, дозволявшее принимать в масонские ложи только одних христиан, так как для них-то, собственно, орден усвоил название профанов, то есть осквернителей святыни. Отныне старший из работников, умертвивший Адонирама, будет называться Абидаль, то есть "отцеубийца". В лице ученика, сказавшего в Иудее первую весть о Воскресении Христа Спасителя, Абидаль-отце-убийца представляет собой христианское учение, погубившее древний иудаизм, из которого оно вышло. Да будет же Абидаль предметом ненависти и проклятия всего масонства, и отныне имя его да произносится вместо имени Иисуса, во свидетельство клятв своих, и да противопоставят как правило жизни нравственному закону христианской чистоты органический закон животных инстинктов>.

При приеме в степень мастера последнему вверяются еще не все символы этой легенды. Он еще не достаточно подготовлен для уяснения настоящего смысла адонирамовской легенды; только высшие члены ордена удостаиваются чести знания подлинного значения этой жуткой легенды.

<Для мастеров Адонирам есть только олицетворение гения, перешедшего к нему и всему его потомству, состоящего из тружеников ума и таланта, по наследству от Канна, который родился будто не от Адама, созданного из земной глины, а от гения огня, одного из элоимов, равносильного Иегове. Также и три убийцы Адонирама объясняются для мастеров как выражение самовластия, изуверства и тщеславия, убивающих гениальность. Но теперь уже легко понять, что это остроумное истолкование еще не есть истинное, а служит для них в иерархии франк-масонства только приуготовленной или переходной ступенью. В 18-й степени ордена, то есть степени Роз-Круа, составляющей переход к внутреннему масонству, наконец отыскивается потерянное иудейское слово, без которого восстановление иудейского Храма, то есть царства иудеев, было бы неосуществимо. Это слово состоит - осмелимся ли сказать? - в торжественном признании в лице Христа Спасителя иудейского преступника, справедливо заслужившего свою казнь>*. <В церемониал посвящения в 18-ю степень, то есть в рыцари Розового Креста, - говорит тот же Философов, - ложа обивается черным, в глубине ее воздвигается жертвенник, а над ним в прозрачной картине изображаются три креста, из которых на среднем видна обыкновенная надпись "1. N. R. 1.". Братья, облаченные в священнические одежды, должны сидеть на земле с видом глубокого размышления и сетования, опустивши лицо на свои руки в знак горести. Венерабль (мастер ложи) спрашивает: "Который час? На это ново посвящаемый должен отвечать: "Теперь у нас первый час дня, та самая минута, в которую завеса храма разорвалась надвое, в которую мрак и отчаяние покрыли всю землю, свет отразился, орудие франк-масонов сокрушилось и пламенеющая звезда скрылась". Тогда адепту объясняют, что Адонирамово слово было потеряно в ту минуту, когда свершилась на кресте смерть Спасителя, и в свою очередь требуют, чтобы адепт объяснил им, что такое, по его мнению, может означать над крестом надпись "1. N. R. 1". Заставивши произнести на это священное имя хулу, заключающуюся, как мы уже видели, в торжественном признании Христа Спасителя преступником, заслужившим проклятие и казнь, венерабль восклицает с радостью: "Братья, теперь мы нашли потерянное слово">*.

После него степень масонской лестницы степеней в старом принятом шотландском обряде была 30-я. Она носача название Рыцарь белого и черного орла, Великий Избранник Кадош.

* А. Д. Философов. Разоблачение великой тайны франк-масонства. С. 44-47.

При посвящении предлагались различные испытания, чтобы увериться в бесстрастии и преданности ордену. Предлагали посвящаемому опустить руку в расплавленный свинец (в действительности - в ртуть) и даже совершить убийство человека, для чего сажали человеческую фигуру, состоящую из туловища с приставленной головой, и приказывали поразить <убийцу Адонирама> и отметить за его смерть. Посвящаемый давал страшную клятву исполнять все по приказанию ордена.

<После клятвы и различных церемоний одевали испытуемого в ритуальные одежды, вручали ему отличительное украшение Кадоша - красный эмалированный восьмиугольный крест с перламутровым или жемчужным овалом в центре. На одной стороне овала виднелось черное изображение мертвой головы, пронзенной кинжалом, в напоминание рыцарям о данной ими клятве не отступать перед ужасами смерти. Буквы "1. М.". изображенные на другой стороне овала, означали Жака Молс последнего гроссмейстера Ордена Храмовников. Этого-то глубокочтимого гроссмейстера, погибшего в пламени костра в 1314 году, и изображает посвящаемый при выходе из ложи. Его ведут словно на казнь. Веревка вокруг шеи напоминает о виселицах, к которым были подвешены осужденные храмовники: горящие факелы в руках рыцарей символизировали пылающие костры, пламенем коих были сожжены и другие храмовники, осужденные на смерть совместно со своим гроссмейстером. "Вечная слава мученику за добродетель!" - восклицали братья по окончании обряда, приветствуя вновь принятого рыцаря черного и белого орла. Виновникам же гибели средневековых храмовников, французскому королю Филиппу Красивому и папе Клименту V, великие избранники клялись "воздать должное по делам их"**.

Несколько иначе изображает посвящение в Кадоши А. Д. Философов.

<При посвящении в эту степень, - говорит он, - масоны совершенно открыто говорят, что хотя Адонирам, пли Хирам, и существовал в том виде, как он раскрывается при посвящении в степень мастера, он чистейшая выдумка для надобностей символики. В этой степени Хирама заменяет Яков де Молэ, последний великий мастер ордена тамплиеров, сожженный живым по приказанию Филиппа Красивого и папы Климента V II марта 1314 года. Посвященные в Кадоши заняты мщением убийцам историческим, из которых один носил корону французского короля, другой - тиару папы. Убийство этих носителей светской и духовной власти картинно и разыгрывается при посвящении в Кадоши. Кроме того, начиная с этой степени каждый масон обязан носить в сапоге крест>.

* А. Д. Философов. Указ. соч. С. 68. 69.

** Т. Соколопская. Обрядность вольных каменщиков. Масонство в его прошлом и настоящем. Т. II. С. 105-106.

Адепт - Кздош топчет корону как символ тирании вообще, потом топчет папскую тиару как символ насилия над свободой человеческой совести. Король II папы символы, и под этими символами развелась борьба насмерть против <деспотизма гражданского и церковного>. Борьба с <деспотизмом гражданским и церковным> диктуется теми целями и задачами, которые ставит себе орден франк-масонов: превратить весь мир в одну республику, в которой, по выражению масонов, <каждая нация есть семья и каждый член - сын оной>.

Самым могучим средством в достижении этой цели является пропаганда орденского учения и проведение в жизнь тех целей, которые намечены орденом. Пропаганда есть одна из самых главных обязанностей масона. Являясь обширной организацией пропаганды, масонство действует путем медленного внушения, подготовляя и распространяя революционное брожение. Революционную подготовку ведут нс только ложи, но и другие организации масонства, как-то: оккультисты, теософы. Христианский Союз Молодых Людей, различные лиги, как-то: образования, мира, прав человека, религиозные секты и т. д. После соответствующей подготовки умов на сцену выступают бое- вые террористические организации, которые заканчивают задуманную и подготовленную масонами революцию. В случае успеха плоды своей темной подпольной работы масонство собирает в свою пользу, а в случае неудачи и провала революции оно остается ни при чем, вина перекладывается на <разрушительные элементы революции>, а масонство, как ни в чем нс бывало, возобновляет свою основную работу в своих целях. Принимая на себя обязанности беспрекословного подчинения ордену, масон должен без раздумья и колебания в интересах ордена принести все жертвы, пойти на страдание и смерть за масонские идеалы, сохраняя тайну и верность ордену. Девиз масона: <Будь готов!>

ЗАДАЧИ и ЦЕЛИ МАСОНСТВА. КОНЕЧНЫЙ ИДЕАЛ МАСОНСТВА На пути к утверждению масонского Эдема на земле стоят религия, нация и монархические государства.

Эти исторические установления мешают соединить все нации в один союз. а отсюда неизбежность борьбы с ними. К разрушению церкви, нации и монархии масонство подходило постепенно, осторожными шагами, подготовляя общество к более решительным мерам и действиям.

Но борьба против церкви и духовенства не прекращалась никогда, даже и в эпоху строительных корпораций.

<Братство везде восставало против испорченности духовенства и во многих случаях расходилось даже с католическим учением. Так, в церкви святого Зебальда в Нюренберге изображены были монах и монахиня в неприличной позе. В Страсбурге в верхней галерее, против кафедры, изображены были свинья и козел, которые несли как святыню спящую лисицу, за свиньей шла сука, а впереди шествия медведь с крестом и волке горящей свечой, осёл стоял у престола и служил мессу. В бранденбургской церкви лисица в священническом облачении проповедует стаду гусей. В другой готической церкви иронически представлено нисхождение Святого Духа. В бернском соборе в изображении Страшного Суда помещен и папа и т. д.>*. Строительные ложи всегда были верным убежищем для людей свободомыслящих и преследуемых церковным фанатизмом. Строительные корпорации давали приют всем еретикам, преследуемым католической церковью, как-то: катарам, альбигойцам, вальденцам и прочим. В кодексе масонских уставов, обычаев и традиций - так называемой <Новой Книге Конституций>, составленной в 1721 году пресвитерианским пастором, доктором, богословом Андерсоном, в первом параграфе сказано:

<В старые времена масоны поневоле держались в каждой стране ее местной религии, какова бы она ни была, но в наше время человек свободно выбирает себе веру, и лишь одна религия действительно обязательна для всех: это та всеобщая, всех людей объединяющая религия, которая состоит в обязанности каждого из нас быть добрым и верным долгу, быть человеком чести и совести, каким бы именем ни называлось наше вероисповедание и какие бы религиозные догматы ни отличали нас от других людей. Верность этим началам превратит масонство в объединяющий центр и поможет ему связать узами дружбы людей, доселе бывших друг другу чужими>. Все почти без исключения философы двух последних столетий, вышедшие из тайников внутреннего масонства, с неописуемым ожесточением и ненавистью писали против христианской религии. Эти писания <великих> философов, как Локк, Вольтер Дидро и других, распространяли в обществе рядовые масоны. <В течение двух веков, - пишет Нис, - во всех пунктах земного шара члены лож находились во главе борцов за торжество идей политической свободы, религиозной терпимости, соглашения между народами; не раз самые ложи втягивались в борьбу; наконец, и по своим основным принципам масонство есть противник заблуждения, злоупотребления, предрассудков>**.

* И. Г. Фиидель". История франк-масонства. СПб.. 1872-IS74. Т. 1. С. 47. ** Э. Нис. Основные черты современною масонства. С. 4.

Вначале борьба с религией велась осторожно. О свободе совести масоны говорили лишь в своем кругу, подготовляя будущих борцов против религии и церкви.

<Для проведения своих идей путем печати, - пишет Соколовская, - они выбирали чужие мысли, чужие статьи, вполне соответствующие их воззрениям, и, повторяя их, укрываясь за других авторов, содействовали масонской пропаганде>. Чтобы иметь лучший успех, масоны поддерживали различные секты и вольнодумцев в области религиозной. Под видом широкой веротерпимости вносились ереси и расколы в христианскую церковь. Реформация на Западе и протестантство тесно связаны с масонством и имеют корни своего происхождения в масонстве. Словом, история масонства - это есть история борьбы с религией и церковью, главным образом христианской, словом и действием. Эта борьба в новое время вылилась в определенное отрицание религии и церкви. В борьбе против церкви масонство видит свою главную заслугу перед человечеством, ибо, разрушая <предрассудок>, оно тем самым подготавливает почву для лучшего будущего.

<Оно (масонство) более чем какое-либо учреждение содействовало усилению значения общественного мнения и возложило на него миссию контроля. Оно работало в пользу признания прав гражданской власти, оно проповедовало терпимость в религиозных вопросах и настаивало на мирском характере государства. Оно последовательно вело борьбу за удаление из всех правовых норм и юридических проявлений религиозного элемента, этого прямого наследника магического элемента, преобладавшего в первобытных обществах>*. Современное масонство осталось верным тем принципам, которые были провозглашены <Великой Революцией 1789 года>. Основные линии его программы остались неизменными: это борьба с религией и церковью, религиозной моралью, семьей и национальным государством и перевоспитание общества на масонских принципах. <Общество, - пишет Гнрам, - делилось на два лагеря, две церкви, две группы. Одна, более обширная, доминирующая в прошлом, доминирующая еще и сейчас, состоит из "верующих людей"; другая, менее значительная, состоит из "рационалистов". Первые слепо веруют, вторые вес подвергают критике разума. Первые высказываются за единоличную власть, за олигархию, за авторитарное начало в политике и социальной экономии; вторые за демократию и либеральную реформу в политической области, за прогресс в области социальной экономии. Вся история цивилизованных европейских народов проникнута этой "борьбой"; ей мир обязан идейным прогрессом>.

* Э. Нис. Основные черты современного масонства. С. 4.

Отсюда масонский вождь делает решительный вывод: <Масонство, чуждое мистицизму, отрицает авторитарное начало; глубоко рационалистичное не есть только определенная общественная ассоциация. Масонство есть противоцерковь, противокатолицизм, церковь еретиков, скептиков, церковь свободной мысли>. И Гирам кончает заявлением, совершенно парализующим принципиальные утверждения мира, братства и терпимости:

<Борьба против церкви кончится, когда отделение церкви от государства станет свершившимся фактом, когда церковь станет частной общиной, тогда масонство направит свои главные усилия на воспитание философское, политическое своих членов, находящихся в пренебрежении сейчас, когда борьба отодвинула на задний план все другие заботы>*.

Внешняя церковь не признается масонством за церковь, за божественное установление: война с догматами церкви и составляет основную обязанность масона, война с <религиозным деспотизмом>, <предрассудком> и носителем света в лице представителей церковной иерархии. Идея отделения церкви от государства и превращения церкви в частный союз, являющаяся центральным пунктом программы либеральных и социалистических партий, вышла из масонских лож. Отвергая Бога, христианство, христианскую церковь и христианскую мораль, масонство создает новую религию - религию гуманитаризма, совершая замену Бога человечеством.

<Мы больше нс можем признавать Бога как цель жизни, мы создали идеал, которым является не Бог, а человечество>**.

<То неоценимое благо, которое человечество завоевало и мы должны прежде всего охранять, - это мысль, что нет священной истины... что всякая истина, которая исходит не от нас, есть ложь; что тайный мятеж должен сопровождать все наши утверждения и мысли; что даже если бы идея Бога приняла осязательную форму и сам Бог в видимом образе появился над толпой, то первой обязанностью человека было бы отказать ему в повиновении и отнестись к нему как к равному, с которым можно вести переговоры, а не как к несносному Господину, которому должно подчиняться. В этом весь смысл, величие и красота нашего масонского учения>***. Масоны проповедуют новую религию и новую мораль. <Для счастливой жизни, - писал еще в 1720 году Джон Толланд, - достаточно одной добродетели: она сама является своей наградой>****.

<Нам необходимо выработать мораль, способную соперничать с моралью религиозной>*****.

* А. А. Боровой. Современное масонство на Западе. М.. 1922. С. 14-15.

** Конвент Великого Востока 1913 г. - Луч Света. К. 6. С. 46.

*** Слово брата Жана Жореса".

**** Э. Нис. Основные черты современного масонства.

***** Конвент Великого Востока 1913 г. - Луч Света. К. 6. С. 48.

В одном из своих циркуляров Совет Великого Востока напоминает ложам, что масонство питает притязание создать новую мораль, превосходную мораль и христианства, и стоицизма:

<Эта новая нравственность заключается в проповеди альтруизма, как любят говорить масоны - солидаризма>*.

Отвергая положительную религию и восставая против влияния церкви на государственную и национальную жизнь, масонство враждебно настроено к монархическому государственному устройству народов и их национальному своеобразию. Монарх, опирающийся на определенное религиозное сознание народа, по мысли масонов, не может жить в мире с другими нациями. Монархический образ правления, с масонской точки зрения, неизбежное зло и терпим лишь до установления более совершенного строя - республиканского. Носители монархической власти - враги масонства, тираны, более страшные, нежели церковь. Масонская идея равенства исключает монархию. По учению масонов, все члены общества есть братья, и ни язык, ни звание, ни состояние, ни богатство не делают между ними различия.

Не будь породой здесь тщеславен,

ни пышностью своих чинов;

у нас и царь со всеми равен

и нет ласкающих рабов:

сердец масонских не прельщает

ни самый блеск земных царей,

нас добродетель украшает

превыше гордых всех царей, -

поется в одной масонской песне**.

Масонство может примириться, притом временно, с ограниченной властью монарха; идеал его достижений – демократическая республика. Идея демократии, нашедшая свое определенное выражении в учении английского масона Локка, получила дальнейшую разработку у французских <просветителей> - идеологов революции 1789 года, которые, как известно, все принадлежали к масонам. Масоны Вольтер, Дидро, Монтескье" и, наконец, Ж. Ж. Руссо" на опыте утверждали демократическую идею и своей работой создали демократическое движение во всем мире.

Знаменитая формула <Свобода, Равенство и Братство>, эта хартия политической свободы, - чисто масонское произведение. <Декларация прав человека> была составлена масоном Томасом Джефферсоном (впоследствии президент в Америке) при участии масона Франклина и объявлена на конгрессе колоний в Филадельфии в 1776 году. Идея народовластия и народоправства (пресловутый <суверенитет народа>) и теория разделения властей - все это зародилось в масонских головах и из масонских лож широко распространилось по всему свету.

* А. А. Боровой. Современное масонство на Западе. М.. 1922. С. 13.

** Т. О. Соколовская. Русское масонство и его значение в истории общественного движения. СПб.. 1907.

Ближайшая задача масонства - захват в свои руки политического влияния и власти и перевоспитание общества на новых началах. Масонство должно охватить все сферы человеческой жизни в современных государствах. Религия, государство, политика, семья, школа, армия, общественный строй, наука, искусство, печать, промышленность, международные отношения - все это перестраивается масонством на новый лад.

Масонство стремится разрушить все старое, уничтожить все существующие устои и на развалинах прошлого построить новое, масонское царство. Руководящими принципами масонской деятельности являются атеизм и космополитизм. Цель масонства - разрушение христианской культуры и замена ее масонским миром, основанным на атеизме и материализме. Человечество выше отечества - вот весь сокровенный смысл масонской премудрости. Масонство должно зачеркнуть прошлое народов. Оно должно создать международное движение, следствием которого будет Вечный Мир и восторжествуют идеалы свободы, равенства и братства между народами, населяющими вселенную. Путь к достижению этой священной для масонства цели - перевоспитание человеческих обществ в масонском духе, активная борьба с религией и национализмом, революция. Народ в представлении масонов только средство для создания всемирного масонского государства.

<Народ всегда несдержан и груб - это быки, которым нужны ярмо, погонщик и корм>, - говорит масон Вольтер, идеолог <великой французской революции>. <Народ больше всего ценит силу>, - вторит ему знаменитый масон Гёте.

Для них что день, то праздник настает.

С плохим умом. с большим весельем в мире

они кружатся в танце круговом.

точь-в-точь котята за хвостом,

им только б был кредит в трактире

да не трещала б голова - так все им в мире трын-трава, -

заканчивает свою характеристику <царственной демократии> масон Гёте.

Девиз масонства: <Через национальные революции и разрушения исторически сложившихся государств - к революции интернациональной и созданию масонского сверхгосударства>.

Масонство, которому история обязана национальными революциями, сумеет произвести и самую крупную, то есть интернациональную революцию (официальный бюллетень Великой Ложи, 1922 год). Предстоящая интернациональная революция будет творением масонства (конвент Великой Ложи, 1922 год). Идея всемирной масонской республики никогда не умирала среди масонов. В небольшой книге, озаглавленной <Четыре масонские речи, только для верных братьев. Для тщательного сбережения. Краузе". Дрезден. 18 февраля 1809 года>, вот что пишет Краузе, знаменитый масон, на с. 61-62; <Величайшая заслуга государства была бы соединить все народы в одно государство... но всестороннего гармонического довершения человечества было бы напрасно ожидать от церкви и государства, потому что жизнь человеческая может быть осуществлена лишь в союзе, которого надежнейший зародыш находится в братстве вольных каменщиков>. <Если масонство будет закончено, если оно будет жить в сердцах людей, если его сила наполнит все земное, тогда только царство человеческое состоится воистину, небо будет на земле>. А страница 77 гласит: <И тогда только строение может удасться во всем своем объеме, когда будет единая ложа по всей земле. Ибо масонство всеобщее, как ясно сказано в древнейшем объяснении Ритуала>*. В 1848 году 4 ноября масон Виктор Гюго в заседании Законодательного Собрания заявил: <Французский народ заложил среди старого монархического континента начало, фундамент колоссального здания, которое будет называться Соединенными Штатами Европы>. В 1884 году <Альманах франк-масонов> говорит о том счастливом времени, когда <республика будет провозглашена в Европе под названием Соединенных Штатов Европы>. В июне 1917 года масонство союзных и нейтральных стран организовало в Париже съезд, одной из главных задач которого, по словам его председателя Карно, было <подготовить Соединенные Штаты Европы, создать сверхнациональную власть, задачей коей будет разрешение конфликтов между нациями; агентом пропаганды этой концепции мира и всеобщего благополучия будет масонство>. Идея Лиги Наций, как зародившаяся в недрах масонства, является только этапом к достижению поставленной мировым масонством цели создать сверхгосударство, ибо, по словам итальянских масонов,

* Графиня Толь". Масонское действо. С. 21.

<конечная цель, к которой в течение стольких веков стремится масонство, есть освобождение человечества от всякого морального, религиозного, политического и экономического порабощения>. Конечный идеал масонства есть организация сверхгосударства в виде мировой атеистической республики.

ЛЕГЕНДАРНОЕ МАСОНСТВО ВОЗНИКНОВЕНИЕ и РАЗВИТИЕ МАСОНСТВА. Родиной современного масонства является АНГЛИЯ, НО история самого происхождения масонства теряется в глубине веков и покрыта глубокой тайной.

История ордена с самого момента возникновения его была покрыта густым слоем легенды. Этих легенд существует много.

По самой распространенной из них, возникновение франкмасонства восходит до времен царя Соломона, который вручил архитектору Хираму управление и руководство по сооружению храма в Иерусалиме, как мы видели в легенде об Ддонираме. Этим мудрым архитектором рабочие были разделены на три класса; а для того чтобы они могли узнавать друг друга, были установлены слова, знаки и прикосновения. Отсюда, по мнению масонов, идет установление степеней масонства и особого символического языка братьев-масонов. По другой легенде, масонство является наследием ученых и жрецов Халдеи, Индии и Египта, которые распространяли таким образом свои нравственные учения, воззрения и на них воспитывали своих учеников и приверженцев. Третья легенда указывает, что масонство происходит от Ордена Тамплиеров (Храмовников). Орден рыцарей Храма основал в 1118 году Гуго Пайен в Иерусалиме, где ордену был подарен дом, стоявший на месте храма Соломона, отсюда и произошло имя ордена. С течением времени орден стал могущественным и разбогател от вкладов, пожертвований на его имя и т.д., но вместе с тем стал злоупотреблять своим могуществом: задумал осуществить план олигархического всемирного владычества. С потерей Палестины орден окончательно забыл свои обеты: рыцари никого не хотели знать выше себя, стали вести рассеянную жизнь и предались безверию. Возникший для вооруженной защиты пилигримов и завоевания Гроба Господня, Орден храмовников с течением времени впал в ересь и грубое суеверие.

<Храмовники не веровали во Иисуса Христа как в Богочеловека и Спасителя мира, отрицали чудесность Его рождения и чудеса Его жизни; они не веровали в пресуществление в причастии, в святых, в мощи, в чистилище и т. д. Христос был для них ложным пророком; так как Он, говорило орденское учение, выдает Себя за Слово Божье и за Небесного Мессию, то мы отрицаем Его, смеемся над крестом как над древом Его греха и позора и смотрим на Него как на предмет глубокого суеверия. При приеме храмовники плевали на крест, презирать который и без того учились у сарацинов, и отрицали Христа. Крест на рыцарской мантии был для них только орденским знаком и мало-помалу перешел в простое "Т" (Тамплиер); напротив того, Иоанна Крестителя они считали своим покровителем. Следуя духу времени, они поклонялись идолу, магическому или каббалистическому талисману, главе, не имеющей имени (Баффомет); прикосновением к нему освящали пояса, которые члены ордена носили под платьем, и т. д.>*.

Король французский Филипп ГУ Красивый и папа Климент возбудили против храмовников преследование, орден был уничтожен папой в 1311 году, проклят, и во всех христианских государствах приказано было его искоренить, а глава ордена Яков (Жак) де Молэ II марта 1314 года был казнен. По словам этой легенды, последний гроссмейстер, великий учитель Яков де Молэ, в сумраке тюрьмы, перед смертью учредил четыре ложи: Неаполитанскую для Востока, Эдинбургскую для Запада, Стокгольмскую для Севера и Парижскую для Юга - и этим завещал свое отмщение королю Филиппу IV Красивому и папе Клименту V. <Жак де Молэ, - говорит масон Кадош Альберт Пайк, - и его товарищи погибли на костре, но ранее его казни главы обреченного ордена организовали и учредили то, что позднее начало называться оккультным, скрытым или шотландским масонством>**. Эти легенды живут до сего времени, вера в них не угасает среди масонов, они передаются от одного поколения к другому.

ОПЕРАТИВНОЕ и СПЕКУЛЯТИВНОЕ Историческое происхождение

МАСОНСТВО франк-масонов связано с так называемым масонством оперативным. Оперативное франк-масонство относится к периоду между Х и XIII веками. Группы каменщиков-строителей, разбросанные по всему Британскому острову, положили начало организации современного масонства. Отсюда вышло название <ложи>, то есть помещения, где каменщики-строители устраивали свои собрания. Каменщики-строители установили в своих ложах три категории ремесленников: ученика, отбывавшего свой срок выучки, товарища мастера, или полноправного члена строительной корпорации, и мастера-строителя, направлявшего работу в ложах. Ложи каменщиков-строителей дали понятие об особых уложениях, где были изложены обязанности и правила учеников и полноправных членов корпорации и легендарная история строительного искусства.

* И. Г. Финдель. История франк-масонства. СПб., 1872-1874. Т. 1. ** Н. Скрынкиков. Масонство. Париж, 1921.

Клятва повиновения правилам корпорации и клятва хранить в тайне ее секреты от каменщиков-строителей перешли и к современным масонам. Так же как и современные масоны, члены корпорации каменщиков-строителей имели право рассчитывать на гостеприимство и помощь всех ее лож, разбросанных по всей стране. Вступление в члены корпорации, прохождение стажа учеником и получение степени мастера с некоторыми изменениями и дополнениями перешло и к современным масонам. В эти корпорации каменщиков-строителей в XII столетии стали проникать члены, не принадлежащие к этому мастерству, то есть каменщики (масоны) теоретические присоединялись к каменщикам (масонам) практическим; когда теоретические масоны, <поучавшие правилам нравственности и занимавшиеся лишь либеральными профессиями>, получали доступ в ложи, состоявшие до тех пор <из рабочих, занимавшихся материальными сооружениями построек>, тогда, по выражению английских писателей, <спекулятивное масонство проникло в масонство строительное>. В конце XVI и начале XVII столетия непрофессионалы стали преобладать над профессионалами. В начале XVII столетия английские ложи состояли всецело из людей, не имевших ничего общего с прямым строительным искусством.

МАСОНСТВО и РЕФОРМАЦИЯ Тяжелый удар оперативному масонству (строительным братствам) нанесла Реформация.

Реформация привела весь мир в брожение, страшные последствия которого испытывают все народы до начала XX столетия.

Первый шаг реформации, - писал В. А. Жуковский, - решил судьбу европейского мира: вместо исторических злоупотреблений церковной власти, она разрушила духовный, дотоле нетронутый авторитет самой церкви; она взбунтовала против ее не под судимости демократический ум; дав проверять откровение, она поколебала веру, а с верою и все святое. Это святое заменилось языческою мудростью древних; родился дух противоречия; начался мятеж против всякой власти, как божественной, так и человеческой. Этот мятеж пошел двумя дорогами: на первой уничтожение авторитета церкви произвело рационализм (отверженце божественности Христа), отсюда пантеизм (уничтожение личности Бога), в заключение атеизм (отвержение бытия Божия); на другой понятие о власти державной, происходящей от Бога, уступило понятию о договоре общественном; из него произошло понятие самодержавия народа, которого первая степень представительная монархия, вторая степень - демократия, третья степень - социализм и коммунизм. Может быть и четвертая, последняя, степень: уничтожение семейства и вследствие того возвышение человечества, освобожденного от всякой обязанности, ограничивающей чем-либо его личную независимость, в достоинства совершенно свободного скотства. Итак, два пункта, к которым ведут и отчасти уже привели сии две дороги: с одной стороны, самодержавие ума человеческого и уничтожение царства Божия; с другой - владычество всех и каждого и уничтожение общества>*. Весь XVI и половина XVII столетия представляют собою ожесточенную борьбу за так называемую религиозную свободу совести и убеждения, борьбу с авторитетом церкви. В этом направлении работает Лютер". В 1521 году на Вормсеком конгрессе Лютер отстаивает право каждого человека на свободу совести, доказывая, что в человеке есть сторона, в которую не может вмешиваться никакая посторонняя сила. Все движение в основании своем имело веру в разум, способный свергнуть слепой авторитет. Хотя Лютер впоследствии называл разум <блудницей дьявола>, а Кальвин предпочитал <невежество верующего дерзости мудрствующего>, но и тот и другой предприняли борьбу, опираясь на разум, не позволявший им принять на веру, без критики, все, чему учила католическая церковь. А такие реформаторы, как Цвингли, Сервет, Социн", стояли решительно на рационалистической точке зрения.

К этому времени естественные науки начинают приобретать первенствующее значение. Физика, химия, физиология и анатомия и другие опытные науки увлекают мысль на новые пути. Подрывается вера в непогрешимость церкви. Философия открывает борьбу за свободу мысли, она больше не желает быть <служанкой богословия>. Декарт стремится освободить разум от наросших на него предрассудков и провозглашает горделивую фразу <Я мыслю, следовательно, существую> как единственную основу всякого знания. Вера в разум, не стесненный какими-либо узами, как единственный путь к истине, вела к открытому рационализму в противоположение господствовавшему до этого догматизму. В Англии Бэкон Веруламский открывает эру эмпиризма; источником познания признается исключительно опыт, который через чувственные восприятия, путем индукции, создает все человеческое знание. Взгляд Бэкона находит поддержку Гоббса^, который стоит на том, чтобы верить не рассуждая, но в то же время рассуждать, не стесняясь противоречиями религии. В. А. Жуковский. О стихотворении <Святая Русь>.

<Догматы религии, - говорит Гоббс, - нужно принимать для спасения души своей точно так же, как пилюли врача для спасения своего тела, - целиком и не разжевывая>. Гуго Гроций (родился в 1583 году), представитель чистого рационализма, отстаивает полную веротерпимость и стремится обосновать мораль нс на воле Бога, а на Природе.

Рационалистическая философия достигает абсолютного развития в учении Спинозы" (родился в 1632 году). Для Спинозы Вселенная и есть тот Бог, в которого он верует и перед которым преклоняется в чувстве бескорыстной любви. Его вера является пантеизмом, совершенно не соответствует догматом положительных религий, по представлению которых Бог, как Творец мира, не сливается с последним, а обособляется как Существо, создавшее вселенную из ничего силою Своей свободной воли. Спиноза стоял за отделение теологии от философии, государства от церкви. Между богословием и философией нет никакой связи, никакого родства. Они отличаются друг от друга, как небо от земли. Необходимо верить в Бога Единого и Вездесущего, но <то, как представляет себе человек Бога и Его воздействие на мир, к сущности веры не относится>. <Пусть каждый вериг тому, что покажется ему согласным с разумом>. <Каждому должна быть предоставлена свобода суждения и право толкования основ веры по его разумению: только по делам следует судить о вере каждого, хороша ли она или дурна>. Вместе со Спинозой под знаменем рационализма выступает Лейбниц" (родился в 1646 году).

Христиан Томазий" (родился в 1655 году), ярый рационалист, верит только в разум, и верит в него безусловно: только то имеет силу доказательства, что согласуется с разумом. Поэтому авторитеты не имеют цены в глазах Томазия и он не без удовольствия ниспровергает их. Философия и государство должны быть очищены от религии. Между церковью и государством не должно быть союза для защиты интересов.

ТАЙНЫЕ ОБЩЕСТВА и АКАДЕМИИ. Преобразованию строительного

масонства содействовала также работа членов тайных обществ, которые боролись за эмансипацию человеческой мысли и которые стали проникать в масонские ложи, когда увидели для себя полную возможность вести через ложи пропаганду своих идей. Задача этих тайных обществ заключалась в борьбе с предрассудками и в завоевании свободы политической и религиозной.

<Все они, - говорит Нис, - были воодушевлены новым духом, который точно выражался словами: "свобода", "терпимость" и "братство". Для них не существовало различий ни по рангам, ни по религиям; для них отечество не предполагало узкой исключительности; они отличались космополитизмом в своих желаниях и стремлениях. И сверх того, все они вели борьбу с теми же врагами: с деспотизмом и духовенством>*. К этим тайным обществам принадлежали почти все умы, руководившие обществом в XVII веке. а именно: Бэкон, Бокль, Ян Амос Коменский и Лейбниц.

Натурфилософы выступали передовыми и пламенными борцами гуманизма против схоластиков и обскурантов. К тайным обществам принадлежали академии, которые образовались в Италии начиная с половины XV века. Основанная с легкой руки Помпонио Лета, Римская академия вызвала большое число подражателей. Свои стремления и организацию эти ученые облекали покровом тайны. <Все предания истории и в не меньшей степени вся сумма их личного опыта, - пишет Георг Шустер", - воочию убедили их в той истине жизни, что одними своими силами пророку ничего не добиться в своем отечестве, что новые великие идеи только тогда могут пробить себе дорогу сквозь косность, властвующую над тупой массой, и, наоборот,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: