Семинарское занятие № 1

Тема: «История государства и права как наука и учебная дисциплина».

План

1. Предмет истории государства и права, ее место в системе общественно-юридических наук.

2. Методы, задачи науки и учебного курса.

Основные понятия: государство, право, тип государства, форма государства, политический режим, унитарное государство, федеративное государство, монархия, республика.

ЛИТЕРАТУРА

1. Всеобщая история государства и права: Учебное пособие /Под ред. К. И. Батыра. - М.: Манускрипт, 1993 - 374 с. (Далее: Всеобщая история государства и права...)

2. История государства и права зарубежных стран (Рабовладельческое и феодальное государство и право): Учебное пособие / Под ред. П.Н. Галанзы и Б.С. Громакова. – М.: Юрид лит., 1980. – 552 с. (Далее: История государства и права зарубежных стран (Рабовладельческое и феодальное государство и право…).

3. История государства и права зарубежных стран. Часть 1. Учебник для вузов /Под ред. Н. А. Крашенинниковой, О. А. Жидкова. - М .: Изд-во НОРМА-ИНФРА. М, 1998. – 480 с. (Далее: История государства и права зарубежных стран...).

4. Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права: Учебник в 2т. Т.1. – М.: Остожье, 1998. – 512 с. (Далее: Омельченко О.А. Указ. соч.).

5. Федоров К. Г. История государства и права зарубежных стран: Учебное пособие. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1977. - 456 с. (Далее: Федоров К. Г. Указ. соч.).

6. Федоров К.

Г., Лисневский Э.В. История государства и права зарубежных стран: Учебное пособие. Часть 1. – Ростов н/Д.: Изд-во Рост. Ун-та, 1994. – 272 с. (Далее: Федоров К.Г., Лисневский Э.В. Указ. соч.).

7. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: Учеб. пособие /Под ред. 3. М. Черниловского. - М.: Юрид. лит., 1994, - 413 с. (Далее: Хрестоматия по всеобщей истории государства и права…).

8. Черниловский 3. М. Всеобщая история государства и права: Учебник. - М.: Юристь, 1996. - 576 с. (Далее: Черниловский 3. М. Указ. соч.).

1. История государства и права зарубежных стран относится к числу тех общественных наук, которые принято называть историко-правовыми, поскольку они имеют прямое отношение как к науке истории, так и к науке о государстве и праве. По своему характеру история государства и права зарубежных стран – правовая (юридическая) наука, поэтому она входит в число основных учебных курсов, которые представляют собой неотъемлемую часть и необходимый элемент высшего юридического образования. В отличие от всеобщей истории историко-правовые науки не исследуют общество в целом, а имеют предметом своего изучения исторические процессы развития сложной системы государственных и юридических учреждений.

В силу конкретно-исторического подхода к государственно-правовым явлениям и процессам, присущим тому или иному обществу на том или ином этапе его развития, история государства и права зарубежных стран оперирует множеством фактов, конкретных событий политической жизни, деятельности государств, правительств, классов, партий, религий и пр. Но история государства и права не представляет собой простой набор знаний о прошлом государства и права. Она ставит своей целью выявление исторических закономерностей развития государства и права.

Конкретно-исторические закономерности развития государства и права имеют свою специфику по сравнению с закономерностями развития общества, ибо государство и право занимают в нем особое положение, обладают относительной самостоятельностью. Кроме того, данная наука изучает процессы государственно-правового генезиса не всех стран, а лишь тех, которые оказали наибольшее влияние на историю мировой цивилизации.

История государства и права зарубежных стран является одновременно и исторической и юридической наукой. Как историческая наука она самым тесным образом связана с всемирной историей и опирается на ее данные, а как юридическая – с теорией государства и права. Отличительной особенностью рассматриваемой нами науки является то, что она изучает историю государства и права в целом, в их единстве и взаимодействии.

История государства и права:

1. Описывает факты, относящиеся к возникновению, развитию и функционированию государства и права.

2. Раскрывает как общие закономерности, так и специфические черты истории государства и права отдельных стран.

3. Изучает основные причинно-следственные связи, определявшие их развитие.

Тем самым создаются условия, дающие возможность увидеть не только всю сложность и противоречивость названных выше процессов, но и глубже понять современную государственность, а также прогнозировать основные контуры ее развития в ближайшем обозримом будущем.

Таким образом, предметом исследования в истории государства и права зарубежных стран являются как общие закономерности, так и специфические особенности возникновения, развития и функционирования государства и права отдельных стран в конкретных исторических условиях и в хронологической последовательности.

Следует отметить, что современная наука выделяет четыре основных периода, в рамках которых изучается история государственно-правовых институтов отдельных стран:

1) история государства и права Древнего мира;

2) история государства и права в Средние века;

3) история государства и права Нового времени;

4) история государства и права Новейшего времени.

Эта периодизация соответствует четырем основным эпохам развития мировой цивилизации, важнейшей частью которой являются государство и право. Каждая из этих эпох характеризуется сложностью социально-экономических и государственно-правовых процессов. Но магистральное развитие каждой в конечном итоге формируется под воздействием определенной ведущей тенденции. Так, Древний мир (1IУV тыс. до н. э. – УV в. н. э.) – это утверждение рабовладельческого общества, Средние века (с V по XVIIII/ХУVШ IIIвв.) - утверждение феодального общества, Новое время (ХVУПII/ХУVШIII – до нач. XX вв.) - буржуазного общества, Новейшее время (XX век...-) -это начальная ступень современной эпохи с еще недостаточно четко выявившейся основной магистральной линией развития, но уже отмеченная социалистическим экспериментом, крушением колониальных империй, структурной трансформацией буржуазного общества.

В пределах каждого из этих периодов и рассматривается история государства и права отдельных стран. При этом нужно отметить, что изучаются не все отрасли государства и права, а только те из них, которые раскрываются через такие понятия как общественный строй, государственный строй, форма правления, форма государственного устройства, организация карательных органов, а также право. При рассмотрении последнего главное внимание обращается на источники права, основные институты права (вещное, семейно-брачное, наследственное, уголовное право), а также судебный процесс.

Говоря о месте истории государства и права зарубежных стран в системе общественно-юридических наук, необходимо отметить ее тесную связь с такими курсами, как теория государства и права, история государства и права Украины (выделенной в силу своего значения в особый курс), история политических, религиозно-правовых и правовых учений, государственное право, международное право, а также с другими юридическими дисциплинами, включая цивилистику, уголовное право и т.д.

В качестве примера имеющейся взаимосвязи можно рассмотреть взаимоотношение между историей и теорией государства и права.

Теория государства и права История государства и права
Анализирует государство и право в абстрактной (теоретической) форме изучает государство и право в его конкретно-исторической форме
ВЗАИМОСВЯЗЬ
  Делает свои выводы и обобщения, используя конкретные данные истории   при исследовании конкретных материалов опирается на выводы и обобщения теории

Таким образом, теория государства и права с помощью логического метода отражает исторический процесс в абстрактной форме, освобожденной от всех исторических случайностей. Она вырабатывает свою систему общеправовых понятий и категорий, которые широко используются в учебном курсе истории государства и права. Последняя изучает государство и право в его конкретно-исторической форме, с учетом скачков и зигзагов исторического процесса.

Несмотря на различие между общей теорией государства и права и историей государства и права, эти науки тесно связаны между собой. Первая делает свои выводы и обобщения, используя конкретные данные истории государства и права. Последняя, в свою очередь, при исследовании конкретного государственно-правового материала опирается на выводы и обобщения теории государства и права.

Подобные взаимосвязи существуют у истории государства и права и с другими общественно-юридическими учебными дисциплинами, комплексное изучение которых и дает возможность будущим юристам глубже разобраться в существе государственно-правовой проблематики.

2. Научное познание в области истории государства и права не сводится к описанию фактов и событий исторического прошлого. Оно предполагает концептуальное и теоретическое осмысление этих фактов, что требует, в свою очередь, использования различных методов исследования. Под методом науки понимается тот способ и принципы научного исследования, которыми пользуется данная наука для исследования своего предмета.

Современные научные подходы в основном базируются на трех группах методов исследования, к которым относятся:

1) всеобщие, философские;

2) общенаучные;

3) частные, специфические для каждой науки.

Историко-правовой наукой накоплен значительный арсенал различных методологических приемов и средств, которые используются и в преподавании. Современная мировая наука включает в себя широкий диапазон философских установок, позволяющих с разных позиций объяснять исторические процессы развития государства и права. Отказ от монистически-материалистического взгляда на историю, методологический плюрализм характерны и для общественных наук в современной Украине.

В историко-правовой литературе последних лет показывается ограниченность и односторонность взгляда на историю в свете господствовавшей в течение ряда десятилетий марксистской формационной периодизации исторического процесса. Это дало толчок к поиску новых подходов, основанных на анализе не только бесспорно важных объективных, независимых от воли людей производственных связей, но и связей нравственно-религиозных, личностных, субъективных. Это и привело к широкому использованию в отечественной науке понятия «цивилизация», которое окончательно сложилось в Европе еще в эпоху Просвещения (середина ХУШVIII в.).

При рассмотрении той или иной цивилизации сторонники новых подходов ставят на первое место человека, так как объективные процессы истории в значительной мере опосредованы личностью, проходят через внутренний мир и опыт людей, что выражается в образе жизни человека, его мировоззрении, системе ценностей, например, христианских.

Эти подходы были вызваны к жизни полной невозможностью уложить в формационную схему историю ряда обществ, например, восточных, что и привело к безоговорочному признанию не только их социально-экономической и политической специфики, но и двух путей развития человеческого общества, двух цивилизаций – Запада и Востока.

Неоправданно переносимые на весь мир формационные подходы, сложившиеся на базе изучения эволюции европейских обществ, крайне обедняли рассмотрение принципиально важных вопросов истории государства и права восточных стран, отличавшихся не только особой, «азиатской», системой производственных отношений, сопряженной со стойкой многоукладностью, но и глубочайшим влиянием на всю общественную жизнь религии, традиций и т.д.

В истории государства и права зарубежных стран в силу специфики изучаемого объекта особенно важное значение имеет использование и других подходов (частнонаучных, специальных методов), таких как конкретно-исторический, сравнительный и системный.

Конкретно-исторический подход предполагает рассмотрение государственно-правовых явлений в тех особых и неповторимых условиях, в которых они сложились и получили развитие, т.е. в той социальной среде, которая обуславливает своеобразие, а в ряде случаев и уникальность того или иного государства или же правовой системы.

Другими словами, историзм, или исторический взгляд на общественные явления, в том числе на государство и право, заключается: в том, что все они оцениваются только как принадлежность конкретного исторического времени; имели свое возникновение и исход, приобрели собственный исторический вид и форму; в том, что эти явления оценивают во взаимосвязи с другими, принадлежащими своей эпохе; в том что исторический процесс объективен по природе.

Использование сравнительного метода, напротив, позволяет выявить некоторые общие закономерности и совпадающие признаки в развитии государства и права в одно и то же время, но в разных странах или же в разных временных срезах исторических эпох. Сравнительный метод представляет собой сопоставление двух или более объектов и служит либо для установления неизвестного путем сравнения его с известным, либо для установления закономерностей функционирования объектов путем их сравнения в разное время.

Поскольку государство и право уже на начальных ступенях своего развития представляют собой достаточно сложные социальные образования, в историко-правовых исследованиях важный эффект дает системный анализ, с помощью которого возможно вычленение из всей взаимосвязанной структуры государственно-правовых явлений отдельных ее элементов, в которых наиболее ярко отражаются существенные признаки или же, наоборот, неповторимые особенности конкретных государств или правовых систем.

Исходя из всего вышесказанного, в качестве основных задач курса истории государства и права зарубежных стран можно выделить следующие:

- способствовать выработке научного взгляда на историю вообще и историю государства и права в частности;

- служить интересам возможно более широкой общей подготовки студентов в вопросах государства и права;

.- обеспечить такую степень подготовки студентов, которая позволила бы им со знанием дела судить об опыте, накопленном человечеством в развитии государственно-правовых институтов, лучших образцах, созданных отдельными странами и народами на пути к правовому государству и гражданскому обществу;

- создать необходимые предпосылки для наилучшего усвоения тех общественно-юридических дисциплин, с которыми история государства и права зарубежных стран тесно связана и о которых речь шла выше.

Поскольку при изучении истории государства и права отдельных стран мы будем оперировать некоторыми теоретическими понятиями, следует дать определение основным из них, таким как тип государства, форма государства, форма правления, политический режим и т. п. При этом нужно помнить, что подробное рассмотрение этих и других понятий относится к курсу теории государства и права, где студенты и будут получать соответствующие знания.

Итак, дадим определение некоторых понятий.

1) Исторический тип государства - это совокупность характерных, существенных, взятых в их единстве, черт, выражающих:

а) социальную сущность;

б) условия развития государства, определяющиеся соответствующей исторической эпохой;

в) нравственно-религиозный аспект.

2) Форма государства зависит от многих факторов, глав­ными из которых являются:

а) форма правления;

б) форма государственного устройства;

в) форма государственного (политического) режима.

Затем следует раскрыть содержание понятий: форма правления, форма государственного устройства, форма государственного (политического) режима, показать разницу между республикой, монархией и Теократией, унитарным и федеративным государством, тоталитаризмом и фашистской диктатурой и т. д.

Необходимо учесть, что складывание формы государства зависит от нескольких факторов, среди которых можно выделить следующие:

1) соотношение общественных, религиозных, политических, классовых сил;

2) совокупность унаследованных от прошлого институтов, взглядов, обычаев;

3) общий исторический субстракт (география, среда обитания, основные занятия населения);

4) влияние отдельных выдающихся личностей (например, Гай Юлий Цезарь - в Риме, Моисей в Иудее, Наполеон – во Франции и т.п.)

Желательно каждый из вышеперечисленных пунктов подтвердить соответствующими примерами.

В заключение занятия целесообразно подумать над проблемой, в чем состоит значение курса истории государства и права зарубежных стран. При этом нужно помнить, что:

1) изучение истории государства и права прививает определенное чувство исторического подхода к государственно-правовым явлениям;

2) имеет практическое значение, поскольку:

а) история - хранилище человеческого опыта, без учета которого затруднительно решать современные проблемы государства и права;

б) история показывает, что юридические законы должны соответствовать уровню социально-экономического, религиозно-правового и политического развития общества, иначе они становятся неэффективными;

3) изучение курсаповышает общий и нравственно-правовой кругозор студентов, что немаловажно для формирования личности современного юриста.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: