Искусство эпохи эллинизма (вт. пол. 4 - 2 в.в. до н.э.)

Рост рабства, концентрация все больших богатств в руках немногих крупных рабовладельцев уже со второй половины 5 в. до н.э. мешали развитию свободного труда. К концу века, особенно в экономически развитых полисах, все явственнее выступал процесс постепенного разорения мелких свободных производителей, приводивший к падению удельного веса свободного труда. Пелопоннесские войны, восстания беднейшей части свободных граждан и рабов вызвали необходимость создания единой державы, способной завоевать новые рынки и подавить восстания эксплуатируемых масс. Македонская монархия, обладавшая мощной армией, оказалась той внешней силой, которая военным путем подчинила и объединила греческие полисы и подавила движение бедноты. Подчинение греческих полисов Македонской державе и начало завоеваний на Востоке положили конец классическому периоду греческой истории. Распад полиса повлек за собой утрату идеала свободного гражданина.

Империя Александра не была долговечной, - она распалась тотчас после его смерти, но выделившиеся из ее состава отдельные державы явились уже государственными образованиями нового типа: это были деспотические монархии эпохи эллинизма.Началась новая глава в истории античного общества – эллинизм.

Для культуры эллинизма характерны два важнейших момента: во-первых, широчайшее распространение греческой культуры по всем областям эллинистического мира - от Сицилии на западе до Средней Азии и Индии на востоке, от Боспорского царства в Северном Причерноморье до Нубии в экваториальной Африке.

Второй важнейший момент - объединение элементов греческой культуры с местными, главным образом восточными культурными традициями. На основе переработанных эллинских и древних местных элементов ряд народов, входивших в состав эллинистических государств, создал свою собственную культуру, слившую эти элементы в своеобразном новом качестве.

В искусстве эллинизма находит отражение коренная ломка старого и зарождения нового.

Эллинистическая архитектура переживала бурный подъем в конце 4 и в 3 в. до н.э.. Исторические условия эпохи определили основные задачи, стоявшие перед Эллинистическими зодчими. От них требовалась не только разработка новых принципов градостроительства для обеспечения нормальной деятельности большого торгового города, но и применение всех образных средств архитектуры для утверждения идеи величия и могущества эллинистического монарха.

Самым крупным сооружением эллинистических Афин является храм Зевса Олимпийского (так называемый Олимпейон). Строительство храма затянулось на несколько сот лет (6-2 вв до н.э.). Храм Зевса Олимпийского, принадлежавший к числу самых крупных храмов античного мира, представлял собой диптер размером 41 X ок. 108 м Сохранившиеся от храма до нашего времени 15 гигантских коринфских колонн, свидетельствуют о размахе и великолепии этого сооружения.

В о второй половине 4 в., особенно широкое развитие в искусстве получило идеализирующее направление. Художники этого направления участвовали в создании холодно-торжественного официального искусства, призванного украшать и возвеличивать новую монархию и утверждать антидемократические эстетические идеалы крупных рабовладельцев. Наиболее ярким представителем этого направления был придворный художник Александра Македонского Леохар. Представление о стиле произведений Леохара, посвященных восхвалению Македонской монархии, дает нам римская копия с его героизированного портретного изображения Александра Македонского. Обнаженная фигура Александра имела отвлеченно-идеальный характер.

Самой значительной среди работ Леохара была статуя Аполлона — знаменитый «Аполлон Бельведерский» Безусловно, в этом произведении Леохар показал себя как художник, виртуозно владеющий техникой своего мастерства, и как тонкий знаток анатомии. Образ Аполлона скорее внешне эффектен, чем внутренне значителен.

Величайшим художником реалистического направления этого времени был Лисипп. В искусстве Лисиппа — последнего великого мастера поздней классики,— так же как и в творчестве его предшественников, решалась задача раскрытия внутреннего мира человеческих переживаний и известной индивидуализации образа человека.

Лисипп последний великий мастер поздней классики. В своем творчестве он решает задачу раскрытия внутреннего мира человеческих переживаний и индивидуальных черт человека.

Основу для создания образа Лиссип находит в особенностях его возраста, рода занятий, принадлежности к тому или другому психологическому складу характера. В своих произведениях скульптор стремится передать свое собственное восприятие изображаемого события. По свидетельству Плиния, Лисипп говорил, что если древние изображали людей такими, какими они были на самом деле, то он, Лисипп, — такими, какими они кажутся. Особенно ярко понимание Лисиппом образа человека воплотилось в его знаменитой в древности бронзовой статуе «Апоксиомен». Лисипп изобразил юношу, который скребком счищает с себя песок арены, приставший к его телу во время спортивного состязания. В этой статуе художник очень выразительно передал то состояние усталости, которое охватило юношу после пережитого им напряжения борьбы. Если мастера греческой классики стремились показать героя в предельном напряжении всех его сил или готовым к совершению подвига, то Лиссип ставит перед собой задачу создать у зрителя непосредственное впечатление жизни, показать не героя, а именно только молодого атлета.

Наибольшее развитие в эллинистическом искусстве 3 в. до н.э. получила монументальная скульптура, бывшая необходимым элементом архитектурных ансамблей и ярко воплотившая важнейшие черты эпохи. Кроме колоссальных статуй для монументальной скульптуры эллинизма характерны многофигурные группы и огромные рельефные композиции.

Одним из лучших произведений ранней эллинистической пластики является Знаменитая статуя Ники Самофракийской. Статуя эта была поставлена на острове Самофраке в память победы, одержанной в 306 г. до н.э. Деметрием Полиоркетом над флотом египетского правителя Птолемея. Статуя была поставлена на высокой отвесной скале, на пьедестале в виде передней части боевого корабля; Ника, как об этом свидетельствуют ее воспроизведения на монетах, была изображена трубящей в боевую трубу. Мощная фигура богини с распростертыми крыльями, противостоящая бурным порывам встречного ветра, ее уверенный шаг, каждое движение тела, каждая складка трепещущей от ветра ткани - все в этом образе полно ликующего чувства победы.

Еще один шедевр античного искусства - статуя Афродиты Милосской (найденная на острове Мелосе). Автором этого произведения был скульптор Александр или Агесандр. Статуя дошла до нас без обеих рук, и пока что не найдено ее убедительной реконструкции. Неизвестно также время ее исполнения - предположительно считается, что статуя относится к 3 - 2 вв. до н.э.

Второе по значению место среди скульптурных жанров в эпоху эллинизма занимал портрет. Это, например изображение великого мыслителя античного мира Аристотеля, афинского оратора Демосфена.

Высоты своего расцвета монументальная эллинистическая скульптура достигает в алтаре Зевса, созданном около 180 г. до н.э. в Пергаме.

Алтарь Зевса, сооруженный в честь окончательной победы над галлами, являлся одним из главных памятников пергамского акрополя. Вдоль цоколя алтаря тянется грандиозный фриз, изображавший битву богов с гигантами. Согласно греческим мифам, гиганты — сыновья богини земли — восстали против богов Олимпа, но в жестокой борьбе были побеждены. Различные эпизоды этой битвы изображены на всем протяжении фриза. Олимпийским богам противостоят крылатые и змеиноногие гиганты, возглавляемые царем Порфирионом. Мощные фигуры богов и гигантов переплетающиеся в в смертельной схватке, воодушевление победителей, муки побежденных – все для передачи драматизма битвы. В пергамском фризе нашла наиболее полное отражение одна из существенных сторон Эллинистического искусства — особая грандиозность образов, их сверхчеловеческая сила, преувеличенность эмоций, бурная динамика.

Подводя общие итоги обзору эллинистического искусства, следует отметить его огромное значение в развитии искусства в античный период и в последующие эпохи. Велика роль эллинистического зодчества в истории архитектуры. В период Эллинизма прогрессивные принципы греческой архитектуры распространились по огромной территории; существенное значение они имели в развитии зодчества различных народов и в послеэллинистическое времена. Эллинистическая скульптура и живопись явились одними из важных слагаемых в создании древнеримского искусства, а впоследствии — в формировании средневекового искусства в Византии и странах Ближнего Востока. Эллинистическое искусство было одной из важных ступеней в развитии реализма; лучшие произведения этой эпохи являются памятниками, сохраняющими непреходящую художественную ценность.

Слова для глоссария: античность, антаблемент, архитрав, зофор, наос, фриз, фронтон, стилобат, стереобат, абак, эхин, каннелюры, акротерии, мегарон, тимпан, триглиф, метопа, периптер, волюты, ордер, эллинизм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: