Февральская буржуазно-демократическая революция 1917 года не внесла в русскую кинематографию ничего нового. Кинопромышленность остается в руках частных предпринимателей. Как и вся буржуазия, они мечтали о создании на развалинах самодержавия капиталистических порядков по западноевропейскому образцу.
На революционные события владельцы фирмы откликаются хроникальными фильмами, с буржуазно-либеральных позиций трактующими выступления народных масс («Великие дни Российской революции от 28 февраля по 4 марта 1917 года», «Полное обозрение Петроградской революции»), а затем – серией псевдореволюционных игровых агиток, пропагандирующих лозунги буржуазных и мелкобуржуазных партий («Родина в опасности», «Заем свободы»), рекламирующих кадетских и меньшевистско-эсеровских деятелей («Бабушка русской револю-
ции – Брешко-Брешковская», «Революционер» и т.п.).
Многие фирмы, спекулируя на злободневной тематике, выбрасывают на рынок наскоро состряпанные картины, рассказывающие о всякого рода «тайнах самодержавия» («Тайна охранки», «Тайна дома Романовых» и проч.).
|
|
Наиболее реакционные предприниматели пробуют выпустить на экран контрреволюционные агитки с грязными инсинуациями на Владимира Ильича Ленина. Но эта политическая диверсия встречает такой сокрушительный отпор демократической части зрителей, поддержанной революционно настроенными киномеханиками, что даже меньшевистско-эсеровское большинство Московского Совета вынуждено было издать постановление, запрещающее демонстрацию подобного рода подметных фильмов. Не только эти, но и все другие агитки оказываются настолько малозанимательным зрелищем, что публика быстро теряет интерес к ним и кинофирмы возвращаются к выпуску старой, «проверенной» продукции. Появляются новые декадентские психологические драмы («Последний поцелуй смерти», «Ваши пальцы пахнут ладаном»), новые авантюрно-приключенческие и псевдонародные мелодрамы («Аввакум-кровопийца», «Свекор-душегуб и красотка Настя»), новые комические («Козы, козочки, козлы», «Антоша в балете»). Как и раньше, такие фильмы былидалеки от реальнойдействительности, в них изображались выдуманный мир, выдуманные ситуации, выдуманные герои.
Временное правительство не вмешивалось в дела капиталистических кинопредприятий. Оно предоставило им неограниченную свободу действий как в экономической области, так и в вопросах идейно-художественных. Другими словами, все осталось по-старому. Единственное мероприятие Временного правительства в области кино – это национализация Скобелевского комитета. Руководителями комитета назначаются меньшевики и эсеры, что, естественно, приводит к изменению политической направленности его деятельности. Из монархической она превращается в социал-соглашательскую. Вместо псевдопатриотических киноизделий типа «За веру, царя и отечество» выпускаются псевдодемократические фильмы. В киножурнале Скобелевского комитета «Свободная Россия» и в специальных выпусках ведется агитация за политику буржуазного Временного правительства, за продолжение войны, против большевиков и социалистической революции. Однако владельцы кинотеатров уклонялись от демонстрации нерентабельных фильмов Скобелевского комитета. Поэтому влияние этих «произведений» на массы было крайне незначительным.
|
|
Но если кинематографической буржуазии до сих пор удавалось избегать показа революции на экране, то ей не удалось уйти от острой классовой борьбы, вместе с революцией ворвавшейся в среду кинематографистов.
Как и в других слоях интеллигенции, революция внесла в эту среду резкую дифференциацию. Возникает целый ряд объединений разного типа и разного классового характера. Владельцы фильмопроизводящих предприятий, кинолабораторий, прокатных контор и контор по продаже лент, а также издатели рекламных журналов создают Объединенное Кинематографическое общество (ОКО), возглавляющее борьбу буржуазии против рабочего класса и надвигающейся социалистической революции. К этой организации примыкает и наиболее высокооплачиваемая часть служащих этих предприятии. Хозяева кинотеатров создают самостоятельный союз театровладельцев, ведущий борьбу «на два фронта»: против прокатчиков фильмов за более дешевые прокатные цены, с одной стороны, и против рабочих и служащих своих театров – с другой. Предпринимательским объединениям противостоят союзы низовых работников кинематографии профессионального типа: Союз киномехаников и других работников кинотеатров, Союз рабочих кинолабораторий, Союз служащих киностудий и прокатных контор. Эти союзы ведут борьбу за улучшение экономического и правового положения своих членов, организуют забастовки против особо реакционных предпринимателей, участвуют в общеполитической борьбе рабочего класса. К этим объединениям примыкают и группы низкооплачиваемых творческих работников (гримеров, костюмеров, рядовых актеров). Вне всех этих объединений держалась группа привилегированных творческих работников (режиссеров, ведущих актеров, операторов, художников и т.д.). Они организовали особый «внеклассовый» Союз работников художественной кинематографии (сокращенно – СРХК). Возглавленный наиболее реакционными режиссерами, он довольно быстро нашел общий язык с ОКО и превратился в «желтую» организацию, идущую по всем принципиальным вопросам на поводу у предпринимателей.
Такова была расстановка сил русской кинематографии к моменту свершения Великой Октябрьской социалистической революции.