Характеристика этапа
| Представители
| |
Донаучный этап
| |
Выделение основных проблем развития внутреннего мира и поведения человека
Получены разнообразные описания поведения, особенностей познания и деятельности детей и взрослых
| - философы (Аристотель, Сократ, Платон, Авиценна, К.Лейбниц, Дж.Локк и др.;
- врачи (Лесгафт и др.)
- биологи, физиологи (Ч.Дарвин, И.П.Павлов и др.);
- педагоги (Ж.-Ж.Русс, Я.А.Коменский, И.Г.Пестолоцци и др.);
- писатели (Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, Ф.М.Достоевский и др.)
| |
Первый научный этап – описательный -последняя треть ХIX в. – начало XX в. (метод исследования – наблюдение)
| |
Зарождение детской психологии и педологии,
появление первых теорий и исследований психического развития детей
| -педагоги и психологи П.Ф.Лесгафт, И.А.Сикорский, П.Ф.Каптерев, И.Старков, К.В.Ельницкий
| |
Второй научный этап – объяснительный -начало XX в. – середина XX в. (метод исследования – естественно-научный констатирующий эксперимент)
| |
Разработка методологических принципов построения возрастной психологии, стратегия наблюдения
| В.М.Бехтерев, Г.И.Челпанов, И.П.Павлов, А.Ф.Лазурский, А.П.Нечаев, Н.Е.Румянцев, Л.С.Выготский, П.П.Блонский, М.Я.Басов
| |
Третий научный этап – проектировочный -(вторая половина XX в. – наст. время.) (метод исследования– экспериментально-генетический, или формирующий, эксперимент)
| |
Выявление качественных особенностей развития высших психических функций, стратегия формирования психических процессов
| Л.С.Выготский (культурно-историческая концепция), П.Я.Гальперин (теория формирования умственных действий), А.Н.Леонтьев (теория деятельности), Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов (концепция учебной деятельности), А.В.Запорожец
| |