– «Человек, не будучи в состоянии сделать себя Богом, хочет быть, по крайней мере, какой-то частью Его.»
Те, кто следует этому учению, утверждают, будто находят в нём доказательство некоторых атрибутов Бога: поскольку миры бесконечны, то Бог тем самым бесконечен; поскольку абсолютной пустоты, или небытия, нет нигде, то Бог вездесущ; поскольку Бог вездесущ, – ведь всё есть составная часть Бога, – то Он даёт всем явлениям природы основание быть разумными. Что можно противопоставить этому рассуждению?
– «Разум; по зрелом рассуждении вам нетрудно будет признать нелепость такого рассуждения.»
Примечание. Это рассуждение делает из Бога некое матерьяльное существо, которое, хотя и одарено высшей разумностью, но в большем масштабе является тем, что мы есть в малом. Но так как материя непрестанно преобразуется, то Бог в таком случае не должен бы иметь никакого постоянства. Он оказался бы подвержен всем превратностям, даже всем потребностям человечества; Он был бы лишён одного из главных свойств Божества – незыблемости. Свойства материи не могут увязаться с идеей Бога без того, чтобы не принизить Его в нашей мысли, и все утончённости софистики не смогут разгадать тайну Его сокровенной природы. Мы не знаем, что Он есть, но мы знаем, чем Он не может быть, а эта система находится в противоречии с самыми основными Его свойствами; она смешивает Создателя с созданием, точно так же как если бы кто-то захотел, чтобы некая замысловатая машина была составной частью создавшего её инженера.
|
|
Разумность Бога открывается в Его делах так же, как разумность художника в его картине; но дела Бога суть не более Он сам, как картина не есть художник, задумавший и создавший её.
Глава Вторая
ОБЩИЕ ОСНОВЫ И СТИХИИ ВСЕЛЕННОЙ
3нание начала вещей – Дух и материя – Свойства материи – Космическое пространство
Знание начала вещей
Дано ли человеку знать начало вещей?
– «Нет, Бог не позволяет, чтобы всё было открыто человеку в здешнем мире.»
Проникнет ли человек когда-нибудь в тайну сокрытых от него вещей?
– «Покров поднимается для него по мере того, как он очищается; но чтобы понять некоторые вещи, ему нужны способности, коими он ещё никак не обладает.»