– «Оно будет для него лишь воспоминанием; тяжесть давит на духа, и так как он не сознаёт всего, что произошло с ним за время его безумия, то ему всегда нужно некоторое время, чтобы вернуться к действительности; именно по этой причине оказывается, что чем дольше длилось при жизни его безумие, тем дольше длятся стеснение и зажатость после смерти. Дух, освободившийся от тела, ещё какое-то время сохраняет такое ощущение, словно он всё ещё закован в цепи.»
О детстве
Дух, оживляющий тело ребёнка, так же ли он развит, как и дух взрослого?
– «Он может быть развит и более, нежели дух взрослого, если только он более прогрессировал; лишь несовершенства его органов препятствуют его проявлению. И он действует в согласии с природою того орудия, с помощью коего он может проявить себя.»
Дух, находящийся в малолетнем ребёнке за пределами препятствия, которое несовершенство органов воздвигает перед его свободным проявлением, мыслит ли он как ребёнок или же как взрослый?
– «Когда он ребёнок, то, естественно, что органы ума, будучи недостаточно развиты, не могут дать ему всей интуиции, которою обладает взрослый; ум его действительно очень ограничен до той поры, пока время не сообщит зрелость его рассудку. Смятение и неясность, сопровождающие воплощение, не прекращаются сразу же в миг рождения; они рассеиваются постепенно, по мере развития органов.»
|
|
Примечание. Одно наблюдение приходит в поддержку этого ответа; дело в том, что сны у ребёнка не имеют той природы, что сны взрослого; предмет их почти всегда ребячлив, а это является показателем характера интересов духа.
При смерти ребёнка сразу ли дух обретает свою первоначальную силу?
– «Он должен бы это сделать, поскольку освободился от своей плотской оболочки; однако вновь он обретает первоначальную ясность ума, лишь когда отделение будет полным, т.е. когда более нет никакой связи между духом и телом.»
Воплощённый дух, страдает ли он в детстве от ограничений и давления, оказываемых на него несовершенством его органов?
– «Нет, такое состояние является естественной необходимостью; оно в природе вещей и в согласии с видами Провидения; для духа это есть пора отдыха.»
Какова для духа полезность поры детства?
– «Дух, воплощающийся с целью самосовершенствования, в это время более доступен впечатлениям, получаемым извне и способствующим его продвижению, каковому должны содействовать все, на кого возложено его воспитание и образование.»